Рыбалка на Черные"вертушки" или какой цвет выбрать
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Рыбалка на черные вертушки

Поинтересуйтесь у своих знакомых, блеснами какого цвета они чаще всего ловят рыбу? Уверен, как минимум в девяти случаях из десяти будет назван белый или желтый.

Так уж сложилось, что в отличие от воблеров и "резины", которым присуще величайшее разнообразие цветов и оттенков, к выбору цвета блесен мы подходим очень консервативно. Те варианты раскраски, что представляются противоестественными, в этом случае многими из нас не только не приветствуются, но и напрочь отвергаются.

Одним из таких цветов-изгоев является черный. Разве что в отдельных регионах спиннингисты его любят и ценят. На абсолютном же большинстве водоемов блесны этого цвета вообще не котируются. Однако мой опыт дает основание утверждать, что черные "вертушки" заслуживаются более внимательного к себе отношения, поскольку в ряде ситуаций позволяют добиваться определенно лучших результатов, нежели при ловле блеснами более популярных расцветок.

Я не ставлю себе задачей описать ловлю рыбы черными вращающимися блеснами на всех водоемах, где мы появляемся со спиннингом. Форелевые и голавлиные реки, где на эти блесны прекрасно ловятся - и это хорошо известно - не только форель и голавль, но и хариус, и язь, мы рассматривать не будем. Мне хочется рассказать о применении черных "вертушек" в водоемах Московской области, оставшихся после торфяных выработок, или на озерах, образовавшихся естественным путем, но в торфяниках. Эти водоемы имеют специфическую, бурого оттенка, но прозрачную воду, отдающую йодом. Сама рыба в них темно-бурой окраски, а иногда, если говорить об окунях, черная или фиолетовая без полос, но с яркими красными плавниками. Мясо чуть буроватое, но это не сказывается на кулинарных качествах.

Озера мало зарастают даже жарким летом, вода практически никогда не цветет. Окружают их обычно плавуны или тростник, через которые трудно пробиться к воде, имеется лишь несколько проходов или проток.

Тростянское озеро, 1972 г.

Мое знакомство с черными вращающимися блеснами началось с Тростянского озера, достаточно большого водоема, расположенного в 80 км от Москвы, и наиболее доступного для тех, кто живет в непосредственной близости от железной дороги Рижского направления.

Тростянка - так все его называют, было закреплено за Военно-охотничьим обществом. За водоемом действительно следили: запускали малька, давали хорошо отнереститься щуке, да и другим видам рыб. В зимнее время, когда нередки заморы, солдаты сверлили лунки, которых было не менее тысячи, в них вставляли тростник - эффективное средство от заморов.

Парк лодок составлял 100 единиц в Онуфриево, еще были лодки в Городище. Почти всем лодки доставались, и на резиновых лодках ловить там было запрещено. Ловились в Тростянке щуки, окунь, плотва, язь, лещ, карась, карп. Меня, как спиннингиста, интересовали щука и окунь, в меньшей степени - язь, попавшийся на живца поздней осенью. Спиннингом при мне никто его так и не поймал, и я даже не слышал о таком случае.

Озеро славилось крупной щукой (при мне зимой была поймана жерлицей рыба на 17 кг) и крупным окунем - до 2 кг. Ловили мы на зорьках на "Атом-2", "универсалку" и грузиком на оси, самоделками, а кое-кто - на "Mepps Aglia" с серебряными или желтыми лепестками. Зорька заканчивалась и клев прекращался, поклевки становились очень редкими и неверными. То, что поклевки все-таки были, натолкнуло на мысль, что нужна какая-то другая блесна. Основной пищей, как для щуки, так и для окуня были мелкие окуньки. Поголовье окуня было очень большим. И в зимнее время, и при ловле живца подъемником окунь составлял 90% от улова. Окуньки были такого темного оттенка, что это сразу навело на мысль: лепесток у блесны должен быть черным. Про " Black Fury " фирмы "Mepps" мы знали только понаслышке, кое-кто видел ее на картинке, поэтому решили придумать что-то похожее, но свое. Сначала мы выкрасили лепесток "универсалки" в черный цвет, а осевой грузик - в красный с черными точками, на тройнике сделали "муху" из красной шерсти. Собрали блесну и попробовали ее в ванной. На что-то определенное она не походила, может быть, на мелкого окунька или жука с красным телом. Решили попробовать нашу блесну на водоеме. Отправились туда не в самое лучшее время: солнечный день, народ уже возвращается на базу. Подплыв к известному мне месту, где прежде случалось неплохо ловить, я стал делать забросы вдоль травы. На третьем забросе - поклевка, и в подсачеке щука на 1,2 кг. К вечеру мы вернулись с приличным уловом, хотя ловили в самое неподходящее время дня - в солнечную погоду и с одной лодки. Один из нас ловил на обычную блесну, другой на черную новинку. Финальный счет был 10:2 в пользу последней, причем на нее, помимо щук, попались два окуня граммов по 500 каждый.

В дальнейшем мы ловили на подобные черные блесны по своим основном точкам: у канавы (тростни) - окуня и очень неплохо (до 1,2 кг), у деревни Карасино - щуку и окуня. Некрупная щука и окунь безотказно в любое время брали в истоке Озерны.

Тут были свои секреты: нужно было встать метров в тридцати от тростника и забросить вплотную к нему. Именно здесь, как ни странно, я поймал свою самую крупную для Тростянки щуку - весом 7,2 кг, хотя глубина не превышала полуметра.

Самые крупные щуки и окуни попадались в районе Сешенковской канавы. Тут надо пояснить, что в Тростянское озеро впадает несколько так называемых канав (проток), речка Тростня, а вытекает Озерна. Ловля на черные "вертушки" эффективна была не только в солнечный день, но и в пасмурный, и при дожде. Много раз мы сравнивали уловы на черную блесну и на другие блесны, перевес в качестве и количестве был всегда на стороне черной.

Сколько я ни пробовал и летом, и поздней осенью ловить язя на все блесны, в том числе и на ту черную, у меня ничего не получалось. Попадались и щука, и окунь, а язь - ни разу. Был бы тогда у меня мой сегодняшний арсенал блесен, думаю, были бы шансы.

Воймежное озеро, 1986 г.

Я полагал, что черная "вертушка" работает только на Тростянском озере. Лет пятнадцать спустя я попал в район Туголесских озер: Карасово, Долгое, Миловское, и немного ближе к железной дороге - Воймежное озеро. Жили мы на даче с женой. Где находится это озеро, мы не знали, и указать дорогу толком никто не мог (дачи только построили). Со второго раза мы сами вышли к озеру.

Воймежное - типичное лесное озеро, окруженное тростником, подходов к нему очень немного. Из озера вытекает река Воймега.

На следующий день я был на озере, при мне были одноместная лодка "Стриж", легкое спиннинговое удилище, катушка "Орион-001", популярная тогда леска "Дедерон" 0,25 мм и небольшой набор блесен.

Испробовал несколько блесен - поклевок нет. Солнце поднимается, начинает пригревать, на озере - ни всплеска. Поставил черную и на втором забросе вдоль травы - поклевка! Окунь на 150 г. Это ободрило, но изумило. Окуня такого фиолетового цвета я еще не ловил. Красив, с яркими красными плавниками, брюшко оранжевое. Плывя вдоль травы, делаю забросы то к траве, то на чистую воду. Поклевки следовали через 5-6 забросов: видно, окунь гулял, а не стоял в траве. Размер окуней был от 150 до 400 г, попадались и недомерки, их я отпускал. Взяла одна щучка приличная (1,2 кг) такого же бурого цвета. Потом я много раз ловил на этом озере и всегда что-то попадалось на черную блесну, хотя рыба на озере очень капризна.

Воймежное озеро, 1996 г.

Озеро Воймежное в этом году меня обрадовало уже хотя бы потому, что водоем еще не загажен, хотя дач вокруг стало гораздо больше. На машине к озеру не подъедешь, а идти пешком 2,5 км и лодку на себе тащить решится только настоящий рыболов.

На сей раз у меня была лодка "Уфимка-2", легкое углепластиковое спиннинговое удилище, катушка "Daiva Emblem-S 1555", леска "Gamakatsu" 0,18 мм и очень внушительный набор блесен.

При полном штиле я обратил внимание на "живое" пятно размером 50 х 50 м. Подплывая, догадывался, что это поднялся мелкий малек, хотя характерного окуневого боя не было. Бросок в сторону пятна, первые обороты катушки - и следует поклевка: окунь на 400 г. Как же он красив! Фиолетового цвета без полос с ярко красными плавниками.

Началась такая приятная ловля, о которой можно только мечтать: на озере ни одного человека, штиль, солнышко, окунь берет как сумасшедший, даже удалось вывести щуку на 1,8 кг.

Окунь лучше брал на черную "вертушку" с латунным верхом лепестка. Я много экспериментировал, ставил и черные с красными точками, и такие, у которых лепесток сверху посеребрен, и с черным лепестком с желтыми точками, и с черным с отражающей пленкой. Брало на все, но хуже, чем на основную блесну.

Поймал я в этот раз окуней чуть больше 10 кг и одну щуку. На даче была коптильня, так что окуни пригодились.

Карьеры в районе  Шатур-тофа, 1997 г.

Побывал я и в Шатур-торфе. При мне была та же снасть и тот же набор блесен с акцентом на черный цвет.

Место очень похожее на известный многим Каданок, но на берегу больше растительности, в воде больше непроходимых мест. Вода бурая, даже в красноту, с запахом йода и не очень прозрачная.

Сначала одолевали окуньки-недомерки. Потом на одном из озер возле островка с растительностью попался окунь весом 200 г на черную "вращалку"с красными точками - то была" Aglia Lond N 1.

Бросаю якорь и начинаю манипулировать с блеснами, меняя дальность заброса и проводку. Потихоньку налаживается рыбалка, хватает в основном окунь от 70 до 250 г, беру рыбу от 100 г и выше. Клюет на черную "Aglia Lond N1 с красными точками, а также на аналогичную N 1+ с лепестком, у которого латунный верх. Поймал и одну щучку на полкило.

Приезжаю на стоянку, местные спрашивают, какой сеткой окуня брал, показываю блесну, спиннинг, катушку - не верят.

Каданок, 1997 г.

В том сезоне интересно получилось с Каданком. Во-первых, очень обмелело, во-вторых, брать щука стала на "Liba" N 2 и N 3. Цвет лепестка серебряный, медный или черный - все равно, лишь бы была рыжая "муха".

Окуня почти не было, а если и был, то мелкий. Щука брала абсолютно в непонятных местах, через день на том же месте не было ни одной поклевки. Крупная щука почти не попадалась, самую большую поймал на 3,6 кг, да и то на воблер.

Вероятно, в этом случае черная блесна ничем не выделялась среди всех прочих, потому что вода здесь не бурая, хотя карьер торфяной. Слой торфа всего 1,5 см, а дальше - песок, который фильтрует воду, много родников. Цветения воды почти не было, но она все лето стояла мутноватая. Я думаю, именно поэтому давала такие результаты рыжая "муха".

Я привел несколько случаев из своей рыболовной практики ловли черными вращающимися блеснами на разных водоемах. Они показывают, что на некоторых водоемах нашей области, обладающими определенными признаками, ловить на эти блесны можно - и с большим успехом по сравнению с другими. Сами блесны можно совершенствовать и комбинировать из уже известных до бесконечности, я сделал это на базе " Aglia Lond N 00,01,1+ и "Liba" N 0,1,2,3.

Очень помогают "мухи" различного цвета на тройниках, которые добавляют эффективности; блесне и стабильности ее игре. Я специально оставил "на закуску" знаменитую " Black Fury", но ничего особенного, по сравнению с переделанными блеснами, я не заметил. Например, сопоставляя "Black Fury" N 2 и "Liba" N 2 с черным лепестком и рыжей "мухой" на тройнике, я пришел к выводу, что при других равных условиях "Liba", за счет "мухи" и, следовательно, стабильности в игре, будет иметь преимущество, что, впрочем, не принижает достоинств " Black Fury ".

Тем, кто никогда не ловил на черные вращающиеся блесны, советую взять несколько "Black Fury " разных размеров и "Liba" с черными лепестками тоже нескольких размеров, отправиться на одни из торфяных водоемов (лучше с инструктором) и сравнить в действии блесны привычных вам цветов с черными. Все станет ясно. Желаю удачи!

К.Басков

Белый амур на Юге России

Стараниями рыбоводов белый амур распространился по разным районам России. Но немногие рыболовы могут похвастаться тем, что успешно его ловят. Белый амур — рыба у нас на Дону не редкая, он обжил...

Рыбалка на карася. Как перехитрить карася

Карась - одна из самых обычных и широко известных рыб. Встречается он почти всюду, но предпочитает сильно заросшие стоячие озера и пруды с достаточно теплой водой. В реках держится в заводях...

Лед, плотва и другие…

В последние годы зимы стали отличаться неустойчивостью, погоду кидает из одной крайности в другую. По этой причине становление льда на водоемах происходит по разным механизмам: то образуется своеобразный «пирог» из...

Ловля Язя: спрос и предложение

Язя еще достаточно много в России, есть язь даже в некоторых речках ближнего Подмосковья. Только вот опытных язятников у нас можно перечесть по пальцам. Поэтому мы позволим себе рассказать о язе...

Спиннинги, которые... не спиннинги

Судьба играет человеком, и, я думаю, многие спиннингисты могут припомнить ситуации, когда доводилось оказаться у воды, не имея под рукой привычного инструмента. Тут уж будешь пытаться ловить чем угодно, в...

Жизнь подо льдом или как зимуют подводные обитатели

В средней полосе России фенологическая (природная) зима наступает обычно с середины ноября. К этому времени заканчивается столь нелюбимый рыболовами период “межсезонья” с его перепадами атмосферного давления и температуры, чередованием заморозков...