Рыба ищет где глубже, а Змееголов - где теплее
Дождливая азиатская весна сделала свое дело, обеспечив местные реки Узбекистана водой на целых полгода. Холодные дожди вплоть до начала мая в горах оборачивались снегом, его белые языки и сейчас лежат у вершин самых высоких гор. Установившаяся жаркая погода, из-за которой ледники и снежники начали таять с особой интенсивностью, вновь привела к увеличению водостока. Дело идет к середине лета, а Чирчик и Сырдарья никак не войдут в берега, уровень воды в них близок к уровню зимнего наводнения.
Многоводье в наших основных реках внесло коррективы в обычный ход моих рыбалок: не удалось половить жерехов весной ни в Чирчике, ни в Сырдарье - места их обычных стоянок до сих пор залиты мутной холодной водой. Спасали небольшие каналы, но с наступлением жары жерех там брать перестал. Любитель теплой воды карась поклевывает только в устьях теплых притоков, в основном русле практически не берет, хотя в прошлые годы все было с точностью наоборот. Почти не ловятся и другие любители тепла - сомята и судачки. И совсем досадный факт - уже практически прошло время жора змееголова, но из-за высокой и холодной воды он исчез из мест своих обычных июньских стоянок.
Идея заняться змееголовом пришла в один из невезучих июньских дней при возвращении с Сырдарьи, где я в течение полусуток пытался хоть что-нибудь поймать. Полоскания блесен и твистеров интереса ни у жерехов, ни у судачков не вызвали, настроение немного скрашивал один-единственный полукилограммовый карась, пойманный на удочку во время обеденного перекуса. Вдобавок ко всему домашняя электричка ушла перед самым моим носом.
Чтобы хоть как-то «убить» два часа до следующей электрички, решил спуститься к сильно заросшему небольшому каналу, протекающему прямо под железнодорожной насыпью. Поверхность канала полностью покрыта ряской, снасть забросить некуда. Обращаю внимание на несколько совсем малых, диаметром 10-15 см, круглых окон в сплошном рясочном ковре и после нескольких попыток опускаю в одно из них верткого червячка. Глубина под ряской - сантиметров сорок, но по прежнему опыту ловли в малых арыках я знаю: и в таких местах иногда встречаются весьма приличные караси и сазанята. Расположился поудобнее и, кажется, даже задремал, разомлев под теплым солнышком.
И вдруг я отчетливо услышал негромкий всплеск - в окошко чистой воды, расположенное в полутора метрах от моего поплавка, высунулась пасть увесистого змееголова и с характерным «чмоком» втянула в себя воздух. Вскоре такой же «чмок» послышался в двух метрах левее, а через 5-7 минут нахальная морда восточного пришельца вынырнула в «моем» окошке, прямо рядышком с поплавком. До меня дошло: арык буквально кишит змееголовами, а окошки в ряске проделаны ими для захвата атмосферного воздуха, без которого змееголовы, как известно, обходиться не могут.
Начинаю лихорадочно соображать, что бы такое и как змееголовам предложить. Блесна отпадает - в сплошной ряске вперемежку с камышами провести ее невозможно. Червяки, очевидно, их не привлекают, так как змееголов, вынырнувший в моем окне, уж точно заметил бы юркого червячка. Как назло, не могу поймать ни одной лягушки - змееголовы, видимо, изрядно проредили их поголовье. И тут вспоминаю о красивом зеленом силиконовом лягушонке, завалявшемся в коробочке с блеснами, - он и куплен был когда-то из-за своей красоты и почти «живых» натуральных глаз из прозрачного пластика.
Быстро монтирую лягушонка на маленькую джиг-головку и с помощью длинного поплавочного удилища, слегка подергивая, опускаю его в самое ближайшее окошко в водорослях. Ряска расступилась из-за мощного буруна, и силиконовый лягушонок исчез в зубастой пасти пятнистого хищника! Конечно, полуторакилограммовый змееголов еще выкидывал фортеля - и зарывался в водоросли, и пытался улизнуть в густые камышовые заросли, но вскоре оказался на берегу. Я еще толком не оправился от его вываживания, как задергалась моя удочка с червяком - им соблазнился еще и полукилограммовый карась! Начавшуюся интересную ловлю продолжить не удалось - вдали загудела моя электричка.
После этого происшествия силиконовый лягушонок приобрел ветеранский вид - получил пару сквозных ранений от острых рыбьих клыков и потерял глаз. А мне стало понятно, что активность теплолюбивых змееголовов в Чирчике и Сырдарье низкая из-за холодной воды, а в теплых, хорошо прогреваемых водоемах они очень даже резвые. А раз так, значит в соответствующих местах можно попытаться их ловить моей любимой снастью - спиннингом.
Первая разведочная вылазка была предпринята в один из теплых июньских вечеров на озеро Рохат. Это озеро находится на окраине Ташкента, и основное его назначение - купать многочисленных отдыхающих. Основная часть озера довольно глубокая, дно - мелкая галька, и змееголовов это привлекает мало. Зато близ устьев нескольких питающих озеро ручьев - обширные заиленные меляки, заросшие водорослями и камышами с редкими окнами чистой теплой воды. В общем - райское место для этих пятнистых хищников. Особо крупные экземпляры здесь практически не попадаются - сказывается и рыболовный прессинг, и то, что на зиму почти всю воду с озера спускают. Основное поголовье составляют рыбы весом 0,3-1,5 кг.
Такого размера змееголовы лучше всего реагируют на небольшие приманки - вращалки № 0-1, некрупные твистеры или виброхвосты, причем особого почтения змееголовов к силикону, как, впрочем, и к воблерам, я не заметил. Поэтому цепляю к легкому спиннингу самодельную вращалку первого номера и мимо припозднившихся купальщиков направляюсь к заветным отмелям.
Поскольку найти места обитания змееголова довольно легко, при его спиннинговой ловле приходится решать всего две проблемы: подобрать подходящую приманку и суметь провести ее в небольших окнах среди сплошной водной растительности. Проблему приманки я не зря назвал первой - змееголов очень зорок и быстро распознает подвохи с искусственными рыбками и лягушками. Нельзя сказать, что он на них не реагирует - он очень часто сопровождает любое движущееся тело, похожее на добычу, а вот хватает его, наоборот, очень редко. Делу заметно помогают сумерки или мутноватая вода. В моем случае вся надежда была только на наступивший уже вечер.
Первые забросы сделал на первой же отмели. Водоросли росли там отдельными небольшими куртинами, и блесну между ними можно было провести относительно легко. Признаки активности были обнаружены уже после трех-четырех удачных, без зацепов, проводок: блесну сопровождали небольшие, граммов по 300-400, рыбы. Но что-то их насторожило в моей блесенке - на хватку не решился ни один. Думаю, что еще было слишком светло и змееголовы прекрасно видели железную «добычу» в абсолютно прозрачной воде.
Перемещаюсь на еще более мелкие места - окна в водорослях становятся еще меньше, появляются островки камыша. Отрываю в зацепах пару блесен и даже упомянутую ранее лягушку-ветерана, но хваток змееголова нет. Приближаюсь к месту впадения в озеро небольшого, но бурного и мутного ручья. Место обнадеживающее - водорослей в заводинке мало, а мутная вода маскирует приманку от излишне подозрительных хищников. Заброс, проводка, еще заброс, еще проводка - результатов никаких. Но во время последней проводки подозрительно зашатался затопленный травяной кустик справа от пути следования блесны. Теперь нужно поближе провести блесенку мимо этого кустика. Чтобы не вспугнуть рыбу, заброс делаю подальше и провожу приманку буквально впритирку к траве. Небольшой бурун, удар - и змееголов упрямо тянет леску в спасительные заросли. Особой борьбы не вышло - хищник был весом меньше килограмма и довольно скоро оказался на берегу.
Больше в этот день я ничего не поймал, хотя уже почти в полной темноте слышал несколько сильных ударов змееголова прямо у кромки берега: хищник охотился на свое любимое лакомство - лягушек. Однако даже скромный результат вдохновил меня на новые вылазки.
В выходные я направился в устье Чирчика, где имеется одно довольно приличное болото и два небольших озера. Змееголов там - главная рыба. Первое озеро полностью заросло водорослями, и ни о каких спиннинговых забросах тут не могло быть и речи. Зато второе озерцо обрадовало: с высокого берега было видно довольно много вполне приличных окон в сплошных зарослях, а в некоторых из них и невооруженным глазом можно было рассмотреть темные «чурки». Это змееголовы прямо у поверхности воды отогревали свои спины и бока. Идиллическую картину нарушали время от времени сильные всплески - утренние солнечные ванны хищники совмещали с охотой на зазевавшихся рыбешек.
Окон чистой воды, в которые можно было подбросить приманку прямо с берега и тем более провести ее без зацепа хоть пару метров было мало, поэтому все забросы я старался делать максимально деликатно, чтобы не вспугнуть змееголовов. Сделать это было относительно просто: с высоты я наблюдал, где стоит рыба, а потом спускался к воде и бросал блесну в сторону, противоположную стоянке хищника, стараясь вести приманку по направлению к рыбе. Тактика возымела успех - вскоре был пойман первый полукилограммовый змееголов, а через некоторое время и второй, гораздо более увесистый. Причем с этим последним пришлось довольно долго провозиться, так как взял он далеко от берега и его путь по направлению ко мне проходил по сплошным водорослевым зарослям.
Конечно, улов для конца июня более чем скромен, но я рад, что змееголовы уже реагируют на искусственные приманки и что я хоть частично восстановил слегка утраченные навыки ловли в сильно заросших местах - дело идет к настоящей жаре, а значит, и настоящая ловля этого интересного для спиннингиста хищника еще впереди.
И.Бедрицкий