Подделки
Тема подделок довольно часто затрагивается на страницах отечественной рыболовной периодики. Но мнения расходятся даже по таким основным вопросам, как «Что считать подделкой?» и «Как относиться к подделкам?». Рискну предложить свои варианты ответов. Надеюсь, что редакция расшифрует мои каракули и опубликует эти ответы.
1) Собственно подделка — это фальшивка, что-то вроде фальшивой банкноты. Внешне выглядит так же, написано то же самое, а ценность не та. В принципе, встречаются подделки не хуже оригинала, но это редко. Вообще, настоящие подделки в рыболовном секторе довольно редки. Поддельная леска, поддельные удилища... Об отношении к ним споров, я думаю, быть не должно; никаких смягчающих вину обстоятельств я тут не вижу.
2) Другая категория подделок включает вещи сомнительного происхождения, на которые кто-то ставит логотип известной фирмы. Они не повторяют в точности какой-либо товар этой самой фирмы; в ассортименте фирмы такой позиции может и не быть вовсе. В этом случае все сложнее.
Во-первых, фирмы нынче сплошь и рядом занимаются такими вещами сами: закупают где-нибудь всякую дрянь и совершенно законно ставят на нее свой логотип. Кто-то другой может закупить то же самое, поставить на него тот же логотип и пустить в продажу подешевле. Это противозаконно и наносит ущерб фирме, но конечному потребителю иногда выгодно: он получает абсолютно такое же качество, с того же самого конвейера, только экономит при этом деньги. Иногда, правда, «левая» продукция может оказаться «некондицией», браком и т.п. Но и легальная продукция тоже бывает не лучшего качества. Разобраться во всем этом очень сложно, тем более, что «известные» фирмы нередко не включают отдельные продукты в свои каталоги или имеют разный ассортимент для разных стран. Если чего-то нет в каталоге фирмы, то это не значит, что оно «чужое».
Отношение? Сложное. Крупные оптовики с громкими именами сами в какой-то степени виноваты, когда все покупают одно и то же в одном и том же месте и шлепают на него каждый свое клеймо. Создастся неразбериха, которой пользуются предприимчивые люди.
3) Есть еще не подделки, а имитации. Выпустит какая-нибудь солидная фирма удилище или катушку, и тут же на китайских и корейских заводах начинают ее копировать. Копии поступают к крупным оптовикам, получают у тех разные названия и расходятся по розничным магазинам. Одну и ту же катушку можно найти под разными марками, а все катушки одного сезона очень похожи друг на друга. Если же вскрыть их и посмотреть на механизм, то там сходство между собой будет стопроцентным, зато отличие от оригиналов, которым подражали разработчики, окажется колоссальным.
Хорошо это или плохо? Как уже не раз писали, если потребителю не говорят при этом, что товар лучше, чем он есть на самом деле, и если товар продают по соответствующей его качеству цене, то ничего особенно плохого тут нет. Ну, все похожи друг на друга, так и что? Хуже, если откровенную халтуру пытаются представить новейшей разработкой, над которой конструкторы трудились десять лет, и продать ее по завышенной цене.
4) Вот нечто среднее между подделкой и имитацией: внешне точная копия, и название вроде бы такое же, когда смотришь издалека. А присмотришься: вовсе и не то. Таких вещей много среди развлекательной электроники и автомобильных принадлежностей. Помню противотуманные фары «Heila», имитирующие знаменитые «Неllа» (шрифт такой же, и не сразу заметишь, что первое «i» — это не «l», a и «Cirie», имитирующие «Cibie» («r» написано там с такой хитрой закорючкой, что очень похоже на «b»). Формально, вроде бы, не придерешься, а на малограмотных действует.
Как относиться? Наверное, все-таки отрицательно.
5) Наконец, не могу не отметить такое вот явление. В производстве рыболовных снастей и снаряжения есть лидеры, лучшая продукция которых является предметом мечтаний многих рыболовов. Стоит она, ясное дело, очень дорого. И вот кто-нибудь начинает продвигать свой товар под таким соусом, что он, дескать, ничуть не хуже того, о чем вы мечтаете, и чуть ли не сделан на тех же станках, вот только стоит вдвое-втрое дешевле, потому что не надо платить за марку.
Ну, что тут можно сказать? В каждом конкретном случае надо смотреть, так ли оно, как говорится в рекламе, или не так. Как правило, реклама все же преувеличивает. Только вот сразу разобраться не всякий может. Проявляется же все лишь через некоторое время, например, в статистике поломок. И потом: хоть и говорят, что именитые фирмы много берут за марку, на деле у них кроме марки есть, как правило, еще кое-что, иначе бы они быстро растеряли свой престиж или вообще бы его не имели.
А.Леонтович