Приполярная карелия. Софьянга-Затопзона-Пяозеро
Софьянга
Река Софьянга, как я уже говорил выше, в нынешнем виде, по сути, и не является рекой. Теперь это просто протока, соединяющая озера, или даже просто узкое место между ними. Рыбалка здесь проста и незамысловата. Все - от сигов до окуней - можно ловить здесь как с берега, так и с моста. Ряпушку осенью ловят прямо с берега большими сачками. Самая же, наверное, необычная рыбалка на Софьянге - по первому льду, когда сиг из Топозера идет на мелководье на нерест. Тогда здесь действительно оживленно, а то и вовсе тесновато.
Со всех окрестностей собираются сюда непривычные к удочкам, и мормышкам местные рыбаки, равно как и те, кто и вовсе не относит себя к этому племени. Ловят сига здесь в это время оригинально и в тоже время по-местному традиционно—на таракана. Ловля эта непродолжительна, но очень увлекательна и эффективна. Без улова не уходит никто. А о том, как хороши соленые сижки на столе, с лучком да перчиком, в маслице... это отдельная песня, ждущая своих акынов.
Затопзона
Проплыв по Софьянге от поселка примерное километр, попадаешь в место с фантастическим пейзажем, когда на открывшемся широком плесе, на фоне золота и багрянца небес белой ночи видишь торчащий из воды бесконечный частокол умерших более сорока лет назад деревьев. Это и есть Затопзона. Когда-то это место было рекой и прилегающей к ней низиной. После того как в Пяозере подняли уровень воды, это место стало его частью, откуда топляк, гоняемый от края до края переменчивыми ветрами, выносится и на просторы Пяозера. Возможно, отчасти потому, что поставить здесь сети без риска их потерять непросто, рыбы здесь особенно много. Затопзона является любимым ближним местом рыбалки софпорожских рыбаков. Рыбы хватает всем. Раздолье здесь и поплавочникам и спиннингистам. Пудовые щуки, килограммовые окуни и бронзовые лещи-сковородники здесь не редкость, а обычный улов. Это поначалу с трудом вписывается в общий вид рукотворной экологической катастрофы, но факт остается фактом — в затопленных низменных частях бывшего леса живет и удачно размножается рыба, а леса по берегам изобилуют дичью.
Пяозеро
Сразу за Затопзоной, простирающейся примерно на пять километров вдоль и на столько же вместе с многочисленными заливчиками поперек, выходишь на не просто широкие, а на захватывающие дух просторные плесы Пяозера. В месте, где условно разделяются эти водоемы, по ходу из Софпорога на правом берегу, стоит рыбацкая изба. Есть также избы и на больших Пяозерских островах. Одни - общего пользования, в которых может остановиться любой рыбак, заметные издалека: другие—так спрятаны поставившими их, что наткнуться на них можно разве что только случайно. В избах на островах рыбаки живут, выезжают сюда на промысел. На большие острова выезжают также за ягодами.
Пяозеро глубже Топозера, а корма для рыбы здесь больше. При этом воды его не так холодны, как в Топозере. По мнению местных рыболовов, и рыбы здесь больше, и ловится она лучше. Это озеро является основным нагульным водоемам гигантской кумжи. Кроме кумжи в озере много и прочей привычной здесь рыбы, за исключением разве что не так многочисленных, как в Топозере налимов. Не зная мест на воистину морских просторах Пяозера, найти скопления стайной рыбы бывает нелегко. Но уж если это удалось, рыбалка будет так, что запомнится на всю жизнь. Впрочем, если вам захочется поймать пару щук или десяток хариусов на ужин, на это не уйдет много времени. В первом случае достаточно распустить дорожку с блесной и пройтись некоторое время на лодке малым ходом. Во втором случае выручит небольшая вращающаяся блесна, мушка или просто поплавочная удочка у обозначающих начинающуюся прямо от берега глубину крутых каменных обрывов островов или вдоль подводных гряд, которые легко можно определить по торчащим из воды вершинам задержавшихся на них стволов топляка. Килограммовые хариусы здесь обычный улов. Чуть реже попадаются экземпляры в полтора, а иногда и более килограммов в чем я имел возможность убедиться, рыбача на островах Малошари и Лупчинга. Последний — самый большой и, наверное, самый красивый остров озера, с берегов которого открываются дивной красоты виды.
Впрочем, в этом краю глаза просто не успевают впитывать и запечатлевать в памяти всю красоту, попадающую в поле зрения, и с этим, не без сожаления, приходится мириться. Побывав здесь однажды, уже трудно жить без этих просторов, без этой чудом сохранившейся в современном мире по-настоящему дикой природы.
В.Люшков