Рефтинское водохранилище
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Рефтинское водохранилище

Рефтинское водохранилище

Подводный мир изменчив не менее, чем мир надводный. Некоторые из происходящих под водой процессов мы замечаем и понимаем, но многие остаются для нас тайной. За последние десятилетия на Рефтинском водохранилище, хорошо известном рыболовам Среднего Урала, произошли значительные изменения.

В те годы козырной картой здесь была сорожка (то есть плотва), весом нередко более полукилограмма. Зимой со льда сорога хорошо ловилась ночью, а днем брала редко. В дневных уловах преобладал некрупный, до 150 г, окунишка.

К концу 20 века численность сороги в водоеме вдруг резко снизилась, да и сама рыба заметно измельчала. Возможно, это связано с появлением ее серьезного конкурента - леща. Крупную сорожку, я полагаю, во время ее нерестовых миграций попросту выловили сетями всевозможные рыбацкие артели.

Сначала больше всего леща было в верховьях, но потом он стал попадаться почти везде.

Благодаря регулярным сбросам горячей воды с Рефтинской электростанции, в водохранилище создавались благоприятные условия для быстрого роста рыбы. Сюда стали вселять некоторые теплолюбивые виды. Их названия были необычны для наших мест: белый амур, толстолобик, канальный сомик.

На теплых водах разводили карпов. Рядом была организована круглосуточная платная рыбалка. Основным объектом ловли там был, конечно, карп. Попадался он всех размеров, но если длиной был меньше 10 см, то такого полагалось отпускать. Нарушителей штрафовали. Помимо карпа можно было поймать линя и карася, не говоря уже о вездесущих окуне и сорожке.

На старом и новом сбросах на теплой воде рыба держалась постоянно. Даже в зимние холода случались поклевки крупного карпа.

В начале 90-х годов очень здорово досаждал рыболовам канальный сомик Его мелочь молниеносно и безнаказанно стягивала насадку с крючка. А сомики посолиднее могли запросто сорвать удочку с рогулек и утащить на глубину: такое случалось с зазевавшимися горе-рыболовами.

Летом канального сомика ловили преимущественно донными снастями: жесткое спиннинговое удилище с большой инерционной катушкой, леска 0,40-0,50 мм, тяжелое грузило, чаще в форме «ложки», и крупный одинарник. Обилие коряг исключало использование двойников.

Из насадок употреблялись: пучок земляных червей, снулая рыбка, лягушонок, кусочек птичьей печени. Иногда сомик попадался на предназначенный для карпа хлебный мякиш, сдобренный медом, или на манку с добавлением вареной моркови. Концентрация рыбы была настолько большой, что, бывало, клев можно было вызвать самым невероятным ароматизатором; например, в приманку впрыскивался «яблочный» освежитель воздуха!

Сомятники оккупировали места в каналах с быстрым течением, расширения каналов на сбросах, а также большие глубины возле плотины. В уловах преобладали сомики весом в один-два килограмма, но иногда попадались особи по пять килограммов и более.

У поверхности воды стаями ходили белые амуры и толстолобики. Мощные всплески от этих огромных рыбин привлекали внимание рыболовов. Когда что-либо пугало рыбу, она всем косяком разом ныряла на глубину. Такое зрелище производило большое впечатление!

Поймать «водных мелиораторов» удавалось лишь счастливчикам, на «тину» или зеленый горошек. Большой поплавок спускали по течению на десятки метров. Близко эта рыба к себе не подпускала.

Много толстолобика и амура уходило из водохранилища во время спуска паводковых вод в реку Рефт, а затем в реку Пышму. Тут их поджидали браконьеры со сплавными сетями и со специально оборудованными удочками для багрения с большого расстояния («коса»). Среди браконьеров были настоящие асы своего дела. Домой они увозили полные багажники рыбы.

Катастрофа «перестройки» сказалась и на водоеме. Мощности электростанции стали сбавлять; из-за охлаждения воды рыба разбредалась по всему водохранилищу. Канальный сомик стал постоянным обитателем больших глубин, достигавших по руслу кое-где 20 метров. Если раньше подо льдом стояли лишь некоторые из заливов, то в последние годы ледовый покров занимал огромные площади. Это делало доступной рыбалку на любой глубине.

Окунятники располагались вдоль берегов, чуть глубже ставили свои палатки, желающие половить сорожку. Лещатники проверяли глубины от пяти до десяти метров, а в «хмурые» дни лещ иногда стоял на пологих свалах на 12-13-метровой глубине. Охотники за канальным сомиком осваивали максимальные глубины.

Найдя большую стаю сомика, рыболовы сбивались в «кучу». Нарушая элементарные правила рыбацкого приличия, они обуривали друг друга, сверля лунки возле самого ящика коллеги. Со стороны «куча» напоминала стадо кочевников, перемещающееся в том направлении, куда уходила рыба. Канальный сомик брал на пучок мотыля (по-местному - «малинку»), на 2-3 зеленых мормыша, но лучшей из насадок зимой считался червяк.

Запасливые рыболовы с осени заготовляли в погребах ведра с навозом и червями. Зимой у них не было проблем с этой насадкой!

На мелководье подледники традиционно применяют мормышки - обычные и безнасадочные, а на глубине большинство отдает предпочтение «коромыслу»: оно имеет большой вес и позволяет экспериментировать с насадками. Самое простое «коромысло» представляет собой скатанное под «оливку» свинцовое грузило, через которое проходит кембрик, а в нем пропущена леска и с каждой стороны привязан крючок. Итак, сразу два крючка с разными насадками, а если у рыболова в палатке две удочки, то уже может быть задействовано 4 варианта насадки! Те, кто считает, что кембрик настораживает рыбу, заменяют его отрезком толстой лески, а к ее концам привязывают короткие поводки из тонкой мононити. А то еще ловят на длинный свинцовый прутик, к обоим концам которого привязаны поводки из «плетенки»...

Сколько рыболовов на льду, столько и всевозможных «коромысел». Каждый, конечно же, расхваливает достоинства своей конструкции.

Наиболее привередливы и разборчивы – лещи. В их меню входят «бутерброды»: катышек теста и два вареных мормыша, верткий червячок и кусочек манки. Но наиболее уловистым считается пучок мотылей на цевье и кусочек вареного яичного белка на кончике крючка.

Клев леща переменчив. Вообще, его поведение не похоже на поведение его сородичей в других водоемах. На Рефтинском водохранилище лещ всегда собирался в стаи и не имел постоянных мест стоянок. Губы его были твердые, и крючок с трудом извлекался изо рта. Промежуток между поклевками мог длиться минуту, а мог пятнадцать... Все в нем больше напоминало густеру, но вес иногда достигал 2-3 кг.

Скорее всего, мы имеем дело с гибридом леща и густеры. Вполне возможно, что в водоеме водится и чистый лещ, просто его пока мало.

Довольно-таки долго эта рыба ловилась исключительно со дна. И лишь в прошлогоднюю зиму получилось ловить подлещика и леща мормышкой на игру. На глубине 7-9 метров в метре ото дна надо было вытряхнуть кормушку живого мормыша. Потом две-три таких лунки проверить. На игру с замедленными колебаниями попадались и «фанерки», и килограммовые лещи.

Мне кажется, что в скором времени «чистого» леща должно стать еще больше.

Сомика в прошлую зиму специально уже никто не ловил, а попадался он случайно во время ловли леща. Хочется надеяться, что появившиеся в водохранилище маленькие канальные сомики, так похожие на своих собратьев из аквариумов, скоро вырастут. Видимо, сомик акклиматизировался и дал потомство!

В жаркое, знойное лето днем клев карпа иногда полностью затихает, и лишь ночью он начинает кормиться. Короткая летняя ночь бывает очень темной, и рыболовы стараются не пропустить клев. Сигнализатором поклевки служит пробка от бутылки из-под «шампанского», с просверленным по центру отверстием.

Пробка находится между нижними кольцами удилища, через нее пропущена леска. При забросе она является как бы еще одним пропускным кольцом: тонким концом ее заводят в проволочную скобу, примотанную к удилищу изолентой. После заброса пробку вынимают из скобы, и при поклевке она то поднимается, то опускается, в зависимости от натяжения лески

Когда рыболов рядом, он видит любое шевеление даже в сумерках. Если донных удочек несколько, то поможет колокольчик, прицепленный через заводное колечко к верхнему кольцу удилища.

В случае, когда рыболов ловит на донную удочку, оборудованную кивком, на конец кивка ставят светодиод, а к нему через мягкие телефонные провода подводят питание от 1,5-вольтовой батарейки, примотанной изолентой ко второму колену. Со светодиодом поклевка отчетливо видна на значительном расстоянии даже в полной темноте!

Сильное течение, большая глубина и дальность забросов исключают обычное прикармливание, и вместо скользящих грузил ставят кормушки, изготовленные из трубочек и медной проволоки. Для легкой удочки - маленькая кормушка со спиралью из проволоки диаметром 2 мм, для тяжелой -большая из проволоки 3 мм. Кормушка набивается прикормкой; на основной леске ее удерживает вертлюжок, за которым следуют поводок и крючок с насадкой. Тяжесть кормушки позволяет забросить ее далеко от берега, туда, где обычно стоит осторожный карп.

Самый большой поток рыболовов летом приходится на время «открытия» водохранилища для ловли с лодок, зимой - на первый лед. Глухозимья на Рефтинском водохранилище, можно сказать, не бывает: в любое время можно быть с хорошим уловом.

На своем транспорте сюда приезжают рыболовы со всей области. Частые гости зимой - жители Екатеринбурга. Утром они добираются до п.Рефтинский на электропоезде Екатеринбург-Егоршино (через города Богданович и Сухой Лог). Вечером на нем же можно уехать обратно. Палатки рыболовов-ночников стоят на льду по полутора-двое суток.

И.Носов

Река Сал: на самом любимом омуте и вокруг

...По ярким, пестрым весной и ранним летом степям, по плодородным черноземам, где расположены овощные хозяйства, бахчи, кукурузные и подсолнечниковые поля, течет в обрамлении тополей, ив, диких яблонь, груш, терна и...

Река Сетунька. Каскад нераскрытых возможностей

Недалеко от столицы, между московскими районами Никулино и Солнцево, протекает маленькая речушка Сетунька. Во многих местах она заплотинена и представляет собой интересные проточные водоемы, населенные щукой, окунем, плотвой, карасем, пескарем...

Дельта Волги. За трофейной рыбой... и не только

Астраханская область — своего рода рыболовная Мекка. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов. Их привлекают жаркий, по-настоящему южный климат, огромные водные просторы, и, разумеется, обилие рыбы.

Катля

Катля — Catla catla (Hamilton-Buchanan, 1822). Catla (англ.); catla (фр.).

Прикорм

Споры о том, на что ловить и чем лучше прикармливать, наверное, никогда не закончатся. Одни предпочитают новомодные прикормки, изготовленные фирмами, специализирующимися на их производстве; другие ни за что не променяют...

Глубинная рыбалка без насадки

Не отрицая положительной роли прикормки для привлечения рыбы при ловле на значительных глубинах, думаю, что все-таки наиболее важным и эффективным является обнаружение скопления рыбы на каком-то участке водоема. Тогда рыбалка...