Осень на Рыбинке
Казалось бы, невелико Рыбинское море, не настоящее, руками человека создано, а уловистых мест на нем очень много. Иной раз даже сложно выбрать, куда податься на очередную рыбалку. Из самых разных морских уголков доходят вести, что и там рыба здорово клюет, и там неплохо... Поди определись, куда ехать.
С самого раннего детства в моем восприятии осень связана в первую очередь со щукой: листья в золото - у щуки жор. Вторая ассоциация с пятнистыми хищницами - это Рыбинка с ее многочисленными притоками. Третья связка с речными крокодильчиками - спиннинг. В гордом одиночестве им можно половить утро-другое, но, когда речь заходит о выезде на несколько дней, почитатели этой снасти обязательно начинают, подобно подводным обитателям, сбиваться в стаю.
Клевые места
Двенадцать человек. Шесть экипажей моторных лодок. Все готово. После продолжительных ярых споров осталось всего два возможных места для намеченного набега на Рыбинку.
Первое - традиционное Брейтово. Здесь мы бываем часто, последний раз ловили щуку в конце августа-начале сентября. Клевые места хорошо известны, но в большинстве своем это летние стоянки хищника на небольших глубинах. С заметным охлаждением воды щука, как принято считать, уходит в ямы, следуя за мелкой рыбой, своим основным кормом. С ямами все не так просто: далеко не в любой удается обнаружить хищника. В одних его нет вовсе, а в других щука нападает на мелочь строго по расписанию, причем в каждом конкретном местечке оно свое. В одном жор зубастой приходится на 11:00, в другом на 13:00. Основной выход может продолжаться всего минут 20, а то и меньше. Вот и попробуй не промахнись с местом и со временем в такой ситуации.
С брейтовским вариантом серьезно соперничало русло Согожи под Пошехоньем. Преимущества выбора второго места были очевидны. Координаты огромной тамошней ямы всем хорошо известны: мимо не промахнешься, даже если нет точных координат на навигаторе, - береговые ориентиры помогут. Другой очень важный момент: здесь можно спрятаться от холодных осенних морских волн, из-за которых в это время года приходилось иной раз подолгу пережидать шквальный ветер на берегу.
Двумя эскадрами
К согласию в выборе места предстоящей рыбалки мы так и не пришли. В итоге наша компания разбилась на две «эскадры». Одна стала «брейтовской», а другая - «согожской».
Как говорится, все, что ни делается, - к лучшему. Так мы одновременно получим достоверную информацию из двух мест, удаленных друг от друга километров на 500, это, конечно, если считать по берегу, а по воде получится значительно меньше.
Брейтово
Народу на берегу расположилось, пожалуй, даже больше, чем бывает летом. Правда, отличие в качественном составе заметно с первого взгляда: сейчас здесь собрались исключительно опытные, заядлые рыбаки. Женщин и детей нет вовсе.
Выходим в море, толпы здесь нет. Просторы, никто друг другу не мешает, глаза не мозолит. Мест всем хватает, на чужие никто не зарится.
Проверили пару ям. Щуки нет. Звонят с согожской эскадры. Сначала интересуются нашими успехами, потом злорадно сообщают, что почти все члены той группировки зацепили по щучке, а кто и по две. Клюет у них четко в яме. Лучше всего работает кастмастер 24 г. Глубина там до 8 метров, другие блесны даже большего веса тонут долго, и поклевок на них ни у кого не было. А белый кастмастер сразу дает результат.
Попробовали и мы эту приманку на брейтовских ямах. Нет поклевок. Пришлось и нашей эскадре делиться на части. Мы с напарником решили проверить летние клевые места. Вторая лодка отправилась в русло Мологи, третья осталась пробивать ямы.
На летних точках стало особенно заметно, что вода в сравнении с началом сентября упала больше чем на метр. Удивительно, но подводная трава до сих пор не пожухла. Тины же, наоборот, стало значительно больше. Первая щука попалась на большой желтый твистер. Летом здесь хорошо работали крупные, сильно выдавленные блесны с резкой активной игрой. Сейчас они явно проигрывали твистерам и виброхвостам. Себе я такие перемены объяснил тем, что вода не только упала, но и стала очень прозрачной, и щука, видимо, в последний момент успевала рассмотреть яркую блесну и сообразить, что это обман. Чтобы проверить предположение, специально поставил блесну, очень уловистую летом. Щука несколько раз на нее бросалась, но постоянно промахивалась. На самом деле, думаю, она в последний момент просто решала не атаковать.
Летний вариант
В последующие дни три наши лодки держались возле «летней» тины. Крупной щуки не было, да в это время и ожидать ее здесь не приходилось. Зато килограммов до двух клевала исправно. Среди приманок лидировали большие светлые твистеры и виброхвосты. За ними следовали воблеры с вялой игрой, и только потом шли блесны. Вообще, при необходимости можно было и к ним приспособиться. Главное - правильно выполнить проводку. В этих условиях после медленной плавной потяжки блесне надо было обязательно дать волю, чтобы она свободно планировала вниз. Во время падения у самого дна следовала поклевка. Воблер можно было просто медленно вести, не совершая никаких особых манипуляций. Щука хватала его и вполводы, и у поверхности, и у дна. Но на мягкие приманки щуку мог здесь поймать даже новичок. Их хищница хватала не глядя, по крайне мере, складывалось такое впечатление.
Мы все довольно быстро сбили охотку полуторакилограммовыми щучками, и душа требовала ощущений более острых, нежели ровное вываживание таких середнячков. Очень захотелось напасть на клыкастого.
Согожа
В очередной раз вышла на связь согожская эскадра. Конкуренция у них была заметно выше, чем у нас. С утра вокруг ямы выстраивалась пара десятков лодок. Щука по-прежнему ловилась, но только на глубине. Поиски в других местах не увенчались успехом. В самой реке попадались только окуни и щурки граммов по 500. Да и в яме жор щуки был очень кратковременным, всего 20 минут. Не попал в него - все, жди следующего выхода. Лодки стояли вокруг ямы довольно близко друг к другу, и всем было видно, на что кто ловит и сколько. Некоторым иногда везло, и они бывали награждены борьбой с приличной щукой. Но в среднем и на согожской яме шла такая же, как у нас из тины, - килограмма на полтора.
Согожская эскадра тоже озадачилась судаком. Но у них, как и у нас, клыкастого пока никто не взял.
Судака захотелось
Летом судак клевал вместе с щукой на тех же местах. С той лишь разницей, что его выход приходился на гораздо более позднее время. На этот раз первый клыкастый попался, когда солнце даже к горизонту не приблизилось. Сработал длинный и узкий блестящий рапаловский составник.
В свое время, испытывая этот воблер на «холостом ходу», я удивлялся: он почти не играл. Плыл себе, толком даже не заглубляясь, и еле шевелил хвостиком. И надо же, судак схватил именно этот, почти мертвый воблер. И ведь чего только мы ни предлагали, а выбрал судак, казалось бы, совсем непутевую приманку. Случайность? Или просто она оказалась в нужное время в нужном месте? Ответ пришел позднее.
Летом судачок здесь хорошо клевал на блесны, даже не обязательно на узкие. Но сейчас эти приманки полностью игнорировал. Обычно любимые клыкастым на больших глубинах твистеры и виброхвосты тоже его не интересовали. И только мой почти неподвижный длинный воблер снова дважды сработал по судаку. Сомнений не осталось: это именно то, что сейчас надо ночному хищнику. «Игру» этого воблера вся наша эскадра внимательно изучала несколько минут, гоняя взад-вперед рядом с лодками. Точно такого же никто не нашел, подобрали похожих. И надо же! Дело пошло. Не слишком хорошо, но судачков мы все же половили.
Теперь мы звоним на согожскую эскадру. Клыкастого у них никто не поймал, не видели они, чтобы его зацепил кто-то и из их многочисленных конкурентов.
Итоги
Какая команда выиграла от разделения нашей компании? На Согоже могло повезти с поимкой очень крупной щуки. В Брейтово за такой пришлось бы ехать к противоположному берегу моря, ближе к Дарвинскому заповеднику. А это как минимум 14 км по воде. По осенним холодным волнам на наших надувных лодчонках с маломощными моторчиками делать этого не хотелось. Была очень большая вероятность, что погода резко ухудшится и придется удирать от стремительно надвигающегося шторма. В этой ситуации промокнуть, но все-таки выбраться на берег - далеко не худший вариант. С другой стороны, мы побаловались судачками, а на Согоже никто даже их поклевки не ощутил. Так что, пожалуй, можно объявлять «боевую ничью».
P.S. Пока мы теряли время на море, пришла достоверная информация, что крупная щука пошла на Костромских разливах и на самой Волге под Ярославлем. Уверен: когда вы читаете этот мой отчет, я ловлю крупных зубастых совсем в других местах.
И.Андрианов