Сомята «из-под жереха»
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Сомята «из-под жереха»

Сомята «из-под жереха»

На правом берегу Волги ниже Волгограда есть село Райгород, ниже которого на 10 км тянется отвесный обрыв высотой 25-30 м, называемый здесь яром. Стенка вертикальная, даже с отрицательным наклоном, ни одного спуска к воде.

Впервые я сюда попал с геологическим отрядом, изучающим отложения волжских берегов. Мы долго ехали на автомашине по полям вдоль яра в поисках спуска. Волга настолько быстро разрушает обрыв, что явно недавняя накатанная дорога уже съедена кромкой яра и кое-где глыбами упала вниз.

Съезд к воде нашли у села Ушаковка, около поливальной установки «Роса». Спустились на пойменную террасу, разбили лагерь. Вдоль яра рыбалка запрещена круглый год, там находятся известные райгородские зимовальные ямы осетровых рыб.

То, что осетровые еще водятся в Волге, мы увидели и почувствовали сразу - повсюду валялись на берегу, плыли в воде полуразложившиеся туши осетров, севрюги, удивительно крупной стерляди. Они подсыхали на солнце, распространяя приторный запах гнили, торчали на пляжах, полузасыпанные песком, как остовы погибших кораблей. Фантастическое зрелище бесполезной массовой гибели уникальных рыб...

На берегу было довольно много рыболовов, некоторые ловили с надувных лодок густеру, подлещиков, а на малька - судаков.

Уходящая вниз по реке пойменная терраса ограничивалась протокой, отделяющей от берега крупный остров Закрутский.

В протоке работал земснаряд, выбрасывая пульпу на остров, - углублял русло для «Росы». Со стрелки острова срывалась быстрая струя, муть, поднятая земснарядом, попадала в нее и уносилась вниз. В этой струе, у границы с более тихой водой, были видны характерные всплески жереха. Похоже, «бой».

Стоял конец августа, самое что ни на есть жереховое время.

Я сел в лодку, взял спиннинг и переехал на остров в надежде поймать «бойца». Снасть у меня была довольно простая: средний спиннинг, вращающаяся блесна, грузило «фильда», оснащенное двойником, леска «Клинская». На нее я уже ловил жерехов на Дону.

Вылез на берег, встал на мысу и постарался забросить к самым рыбьим всплескам, чуть наискось относительно струи. Только снасть коснулась воды - последовал удар, руку дернуло в плече, как током, и жерех повис на крючке.

При вываживании упирался хорошо, душа радовалась. Не велик, около 2 кг, а по сопротивлению казался крупнее.

Второй заброс, 2-3 оборота катушки - еще хватка, и этот жерех тоже вскоре оказывается на берегу; третий бросок - третья удача. И все: «бой» уходит недосягаемо далеко и затихает. Все хватки - за грузило.

Делаю несколько забросов, но впустую. Еще заброс, веду снасть метров десять быстро поверху, потом подматываю медленно, поглядывая, нет ли где всплесков. Блесна погружается.

И тут следует поклевка. Я ощущаю плавный, но решительный бросок вниз, леска быстро сбегает с катушки.

Пытаюсь придержать катушку и одновременно иду вниз по берегу, к мелководному пляжу. Рыба останавливается, я начинаю медленно крутить ручку катушки. Кончик удилища угрожающе гнется, леска скрипит в кольцах.

Немного подтянул - опять бросок, снова леска сходит, и так несколько раз. Потом рыба залегла на дне - не сдвинуть. «Ну, - думаю, - дело плохо, осетр ввалился».

Руками тяну леску по сантиметру. Сдвинулась рыба - подтягиваю катушкой, а сам уже к пляжу подошел, метрах в ста ниже места хватки. Вот мелькнул пятнистый бок, белое брюхо, рыба крутится колесом. Все ясно - соменок попался.

Захожу в воду, после нескольких неудачных попыток подвожу его к ногам, беру правой рукой за нижнюю губу, спиннинг - под мышку, быстро подхватываю рыбу второй рукой и выбегаю на берег, подальше от воды.

Не верилось, что такую махину вытащил. И взял ведь соменок не блесну, а все ту же «фильду» с двойником. Крючки прочно засели в губе. Кроме того, в губах сидели еще четыре небольших крючка, некоторые - с короткими поводками, они явно были оторваны от донок, налаженных на густеру и леща. Этот соменок уже не раз обижал рыболовов, но все ему сходило «с плавников».

Оказался он не так и велик - 12 кг при длине 117 см, но для меня это был рекордный улов и незабываемый случай. Хорошо, что попался он вблизи пляжа. Если бы это было под крутым берегом и в коряжистых местах, то шансов на поимку не было бы никаких.

Второй памятный случай связан с селом Черный Яр, тоже на Волге, на известном жереховом месте.

Я вышел «на позицию» ранним утром, в сумерках. Начали сильно плескаться сомы, выворачиваясь из воды, как бревна. Я иногда, забрасывая спиннинг, думая: «Не дай Бог, такая скотина ввалится» - моей целью были бьющие жерехи, которых я ловил «на всплеск». Мне повезло - попался, по ощущениям, хороший пятикилограммовый экземпляр, но шел он хоть и тяжело, но как-то вяло. Это было совсем не то, что выделывает разбойник весом 2-3 кг.

Хватка опять случилась при заглублении снасти, были и плавные броски вниз, и залегание на дне. Это оказался небольшой сомик, 7,5 кг.

Но трудность тут была в том, что дело происходило в 20-30 м от берега, где при плавном нарастании глубины до 4 м был подводный обрыв высотой в 20 м из очень вязких синих глин.

Леска врезалась в глины и застревала. Просто случайно удалось пройти этот барьер. Помогло то, что я сразу после «залегания» рыбы ушел далеко вниз по течению, оно мне стало помогать.

Были сомовьи поклевки у меня и в других местах: на Вороне, на Хопре, на Дону, но почти все они кончались печально. Убегала леска с катушки и лопалась. И стоял я с разбитой снастью, очумело глядя на воду. Вся другая рыба казалась никчемной.

Такие вот эмоциональные перегрузки пришлось пережить при ловле сомят «из-под жереха».

В.Щепетнов

Как на ладони. Рыбалка в поляризационных очках

Редко, когда действия рыбы в воде при поклевке или вываживании видны, как на ладони. Зато из каждого такого случая можно многому научиться. По крайней мере, так считает Петр Моталов.

В глухозимье. Ходовые жерлицы

Оттепели оттепелями, но ближе к середине зимы даже, казалось бы, всесезонную щуку приходится искать и вымучивать из лунок. Живца приходится ловить чуть ли не за километр от жерличных позиций. Поблизости все...

Чёрная метка

Повадился я зимой в последнее время ловить окуней на одной сверхсекретной ямке. Сдал ее один товарищ, местный знаток ловли окуня. Так просто он ни в жисть бы ее не сдал...

Щука

Щука, Esox lucius среди хищников слывет одной их самых кровожадных. В основном эта ее особенность явно преувеличена, но вполне справедливо изречение: «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал...»

Ловля мирной рыбы спиннинговыми насадами

Бывает время, когда мирная белая рыба превращается в жадное пиратское племя. Прямо у меня под ногами вода буквально кипит. У мирных рыб сейчас самый настоящий жор. Язь, голавль и компания...

Кораблик на «приколе»

Порой бывает обидно, когда мы полностью забываем, или, что еще хуже, отвергаем истинно российские способы ловли, считая их устаревшими, и взахлеб начинаем расхваливать «забугорные» снасти, которые зачастую совершенно не «работают»...