Штекер. Амортизатор. Собрать все воедино
Между приобретением первого «штекера» и использованием его на рыбалке вас поджидает много разных забот.
Итак, предположим, что все трудности выбора и покупки «штекера» позади, он у вас дома и ждет, пока вы подготовите его к эксплуатации. А с чего начать, вы не знаете.
«Штекер» необходимо оснастить резиновым амортизатором. Кроме самой резины для этого потребуются тефлоновая втулка на кончик хлыста, внутренний конусный стопор и застежка (коннектор) для соединения резины с леской.
Втулки
Тефлоновая (фторопластовая) втулка (bush) на кончике хлыста служит для лучшего скольжения резины и предохранения ее от быстрого истирания о край хлыста.
Втулки бывают двух типов: внутренние и внешние. Первые вставляются внутрь хлыста, вторые надеваются на него снаружи.
Внутренние втулки за счет своей конструкции практически исключают трение резины о внутреннюю поверхность хлыста и ее залипание, но для их установки приходится отпиливать значительную часть верхнего колена удилища (иногда до половины).
Внешние втулки позволяют сократить потери при «обрезании», но они в меньшей степени препятствуют попаданию воды в хлыст и эффект залипания резины проявляется сильнее.
Наиболее ходовые диаметры втулок - 2-2,5 мм (в принципе же, чем толще резина, тем шире должна быть втулка).
Установить втулку просто, но нужно быть внимательным: верхнее колено понемногу (по 1-3 см) укорачивают, пока втулка не наденется (с небольшим усилием). Работать лучше алмазным надфилем. Перед окончательной установкой втулки желательно снять фаски с внутренней поверхности хлыста мелкой «шкуркой».
Для более надежного соединения можно слегка смазать поверхность втулки или хлыста суперклеем.
Стопор
Стопор (bung), удерживающий резину внутри удилища, бывает самых разных конструкций. Простейший стопор - заглушка-«таблетка», для верхнего колена (при тонкой резине). Более сложный вариант - пустотелый конус, основание которого срезают до тех пор, пока он не застопорится в 15-20 см от комлевого конца второго колена.
На мой взгляд, наиболее удачными являются стопор в виде конического мотовильца, на которое можно наматывать запас резины, и цанговый стопор, диаметр которого можно изменять, регулируя винтом угол раскрытия лепестков. Эти два стопора позволяют быстро подтягивать ослабевший амортизатор прямо на рыбалке.
Почти ко всем стопорам привязывают отрезок (20-40 см) лески 0,30-0,50, служащий для извлечения стопора из колена. Некоторые стопоры извлекаются особым стержнем или спицей.
Застежка
Для соединения резины амортизатора с основной леской часто используют специальную застежку (connector). Ее размер подбирают, исходя из толщины резины:
«микро» - для резины №№1-3;
«мини» - для №№ 3-6;
«медиум» -для №№6-10;
«карп» - №10 и толще.
Конструкция застежки может быть любой, главное - чтобы у нее не было острых кромок, опасных для резины и лески.
Резина для штекера
Основная часть амортизатора - это, конечно же, сама резина (elastic). Ее классифицируют по номерам: чем больше номер, тем резина жестче и толще. Номера 1-2 рассчитаны на рыбу весом до 200-300 г, №№5-6 -до 1-2 кг, №№8-10 - более 1,5 кг. Точные цифры приведены в таблице.
Сборка
Устройство амортизатора показано на рисунке, а начинать его сборку лучше всего с привязки к резине стопора. При этом используется тот же узел, что и для привязки застежки (см.рис.). Далее резину пропускают в первое сверху колено (бывают специальные продергиватели, но можно обойтись и без них), а его, в свою очередь, во второе. Отрегулировав стопор, резину подтягивают на 5-10 см и привязывают застежку («коннектор»). Подтяжка необходима, чтобы потом, во время рыбалки, резина полностью втягивалась в удилище.
Самую тонкую резину иногда пропускают через одно только верхнее колено, а толстую - через три (см. таблицу).
Таким образом можно оснастить разной резиной несколько топ-китов или одних верхних колен. Чтобы потом не вспоминать номер резины, на хлыст наносят соответствующее количество штрихов, лучше всего - возле втулки, спиртовым маркером.
Мелочи
Различные мелкие принадлежности для «штекера» не только облегчают вам жизнь, но и увеличивают ресурс дорогостоящего снаряжения. Например, конусные направляющие заглушки из пластика или резины, вставляемые в верхний конец колен, предотвращают неприятности при соединении топ-кита и базового удилища. А специальная смазка для амортизатора, наносимая на вытянутую резину, предотвращает залипание последней и продлевает срок ее службы.
А.Каштанов
Что есть что
«Штекер» - поплавочная удочка на основе длинного (7-20 м) штекерного удилища, предназначенного в первую очередь для ловли с резиновым амортизатором и короткой леской; также «штекером» называют само это удилище. В современных «штекерах» применяются штекерные соединения колен типа «put-over», то есть каждое колено надвигается на то колено, что под ним, а не наоборот; исключение составляет телескопическое соединение первого и второго (считая сверху) колен.
Топ-кит (сокращенно - «кит»; реже - топ-сет; tор=верхний, kit=set=набор ) - дополнительный набор из нескольких верхних колен «штекера». Количество колен определяется из соображений стоимости: понятно, что чем их больше, тем топ-кит дороже. Недорогие «штекеры», рассчитанные на обычную рыбалку (не на соревнования) нередко комплектуются дополнительными двухколенными топ-китами («top 2»). Широко распространенным компромиссным вариантом является трехколенный топ-кит («top 3»). «Серьезные» спортсмены имеют дорогие 4-5-коленные топ-киты. Запасные топ-киты, оснащенные и разложенные на подставке рядом с вашим рабочим местом на рыбалке, позволяют очень быстро переходить на другую резину, или другую оснастку с той же резиной, или точно такую же оснастку с той же резиной (взамен запутавшейся). Кроме того, бывают усиленные «карповые» топ-киты, рассчитанные на использование толстой резины и ловлю крупной рыбы.
Колена и тубусы для штекера
Если у вас нет возможности приобрести к «штекеру» дополнительные топ-киты (у дорогих моделей один или несколько топ-китов обычно входит в комплект поставки), можно обойтись и без них, оснастив удилище «универсальной» резиной номер 5. Но все-таки постарайтесь купить хотя бы несколько дополнительных верхних колен (хлыстиков): их можно будет обрезать под втулки для резины разного диаметра и оснастить соответствующей резиной. Когда резина пропускается через два или три колена, вы используете при сборке амортизатора соответствующие колена от вашего «штекера», всякий раз после сборки амортизатора извлекая из них хлыстик и наматывая резину из второго (или второго и третьего) колена на мотовильце, прикрепляемое затем к хлыстику.
Топ-киты для дорогих «штекеров» хранятся в специальных тубусах. Для недорогих топ-китов и оснащенных хлыстиков стоит самому сделать тубус из какой-нибудь трубки или толстого колена старого, вышедшего из строя удилища. «Штекер» и все дополнительные тубусы перевозятся в идеальном случае в специальном чехле, какие предлагаются большинством «спортивных» фирм. Опять же, в принципе в целях экономии такой чехол можно изготовить самостоятельно.