Купальный сезон
«На рыбалке нет безвыходных положений», — считает Андрей Барышников. Проанализируйте сложившуюся ситуацию, покопайтесь в памяти, поворошите свой прошлый опыт, вспомните опыт товарищей, и верное решение найдется.
Середина лета. Перегретый человеческий организм требует охлаждения. Всяческие прохладительные напитки вызывают лишь усиление жажды. Спасает только погружение в воду. Все более или менее доступные водоемы превращаются в места массового купания. С утра и до вечера далеко окрест раздаются мужской гогот и женские повизгивания.
Легко представить себе выражение лица рыболова, который приехал на свой любимый водоем с самыми благими намерениями и застал там подобную картину. Что ему остается делать? Повернуться и возвратиться домой или на месте приспособиться к ситуации?
Приходилось и мне оказываться в подобных обстоятельствах. Однажды, приехав на Москву-реку в район Петрова-Дальнего, я в местах своей раннелетней проводки увидел массу тел купающихся, загорающих и просто отдыхающих. Побродив туда-сюда по берегу и не найдя свободного места, я вдруг вспомнил давнюю публикацию в альманахе «Рыболов-спортсмен». В той небольшой статье говорилось об успешной ловле ниже стада коров, пришедших к реке на водопой. Я, конечно, не уравниваю толпу купающихся и стадо коров, все-таки это разные животные, но эффект от пребывания в воде получается одинаковый.
Что касается настоящих коров, то как-то на Угре мы наблюдали ловлю «из-под коров». Почти напротив нашей стоянки вышло к реке, стадо. Одни коровы пили воду с берега, а другие заходили в воду, взмучивая ее, тем самым привлекая рыбу. У стоявших ниже нас рыболовов была резиновая лодка, и они, живо переправившись через Угру, стали ловить в проводку ниже по течению. Нам же оставалось только наблюдать очень успешную ловлю. Правда, стадо, напившись, ушло, и постепенно сошел на нет и клев.
Но вернемся на Москву-реку. Я ушел вниз от основной группы купальщиков и купальщиц, разделся и зашел в воду настолько, насколько позволяла глубина. Стал ловить в проводку на любимого мною и рыбою ручейника. Первая же проводка дала четкую поклевку, и прекрасный елец вскоре был опущен в перекинутый через плечо садок. Помнится, поймал я тогда более двух десятков отменных ельцов, о наличии которых на данном участке реки и не подозревал, а также несколько весомых голавлей и плотвиц. Получается, что рыба не очень-то боится шума, плеска и гомона, если вода во взмученных струях несет обильную пищу.
Конечно, при такой ловле нет никакой необходимости в дополнительной прикормке, поскольку взмученный поток воды является естественной прикормкой, пусть и созданной человеческим фактором.
Схожих ситуаций можно вспомнить немало. Вот Пахра, тот ее участок, который известен многим любителям ловли плотвы на «зелень». Поскольку уловистых точек не много, рыболовы время от времени переходят с места на место и часто перебредают реку. Я ловлю ниже одного из таких бродов. Как только кто-то переходит реку вброд, в равномерном клеве возникает некоторое оживление, так называемая «пятиминутка».
А вот Волга в районе города Вольск. Я сижу у «резинки», настроенной по доночному варианту, с колокольчиком. На крючках - черви. «Резинка» отпущена недалеко, метров на 35. Тут же бултыхается в воде молодежь из нашего лагеря. Все время приходится предупреждать шалунов об опасности зацепиться за крючки «резинки».
Жарко. Я не выдерживаю и сам присоединяюсь к купающимся. Возвратившись освеженным к «резинке», вижу, что леска как-то странно изменила свое положение: вытянулась чуть ли не вровень с поверхностью воды. Начинаю се выбирать и чувствую мягкие толчки крупной рыбы. На одном из крючков сидит полуторакилограммовый лещ, гуляющий по всей толще воды.
Через некоторое время попался еще один, поменьше. А молодежное купание продолжалось.
Или вспомним ловлю живца подъемником, когда обязательно нужно шевелить ногами донный грунт для привлечения мелочи. Таким же образом я ловил в свое время пескаря в подмосковных речках. Пескарь очень быстро отзывается на муть и подходит вплотную к стоящему в воде рыболову.
На Верхней Волге существует даже особый способ ловли, основанный на этом принципе. Это так называемая ловля «на побродок», о которой также писали несколько десятилетий назад в альманахе «Рыболов-спортсмен». Суть этого способа заключается в том, что рыболов заходит в воду и делает «натирку», то есть создает муть, уносимую течением. В эту струю с короткого легкого удилища он опускает леску без поплавка и грузила, с двумя — тремя поводками. На крючках — разные насадки. По-местному такая снасть называется «побродок». Рыболов не стоит на месте, а постоянно перемещается. В зависимости от насадки попадается та или иная рыба.
Примечательно, что ловля на взмученной струе происходит не на зорях или в какие-то определенные часы суток. Так можно ловить в самое, казалось бы, неблагоприятное для ловли время—в середине дня.
Несколько замечаний технического характера. Конечно же, ловить в середине лета в высоких сапогах или забродных штанах просто жарковато. Я нашел другой вариант: старые трикотажные тренировочные брюки и старые же тапочки. Особо хочу подчеркнуть, что при ловле взабродку, учитывая варварство многих наших современников, на ногах обязательно следует иметь какую-никакую обувку. Основываясь на собственном печальном опыте, могу утверждать, что ощущение, когда в стопу с хрустом входит острый край разбитой водочной бутылки, не из приятных.
Чтобы не возвращаться каждый раз на берег в случае каких-то неполадок в снасти, так сказать — для обеспечения «автономности плавания», очень кстати будет короткий рыбацкий жилет со множеством карманов, в которых и располагается все необходимое. Легкий садок, закрепленный у пояса или через плечо, и подсак типа нахлыстового дополнят снаряжение.