Окунь подо льдом. Польза подледных съемок
Все то, что делает и придумывает рыболов, сидящий над лункой, будем говорить прямо, игра в одни ворота. Все его ухищрения в выборе приманок и вариантов игры этими самыми приманками построены на примерных предположениях о том, как будет играть та или иная обманка. С опытом приходит столь же примерное, но обычно верное решение при этом выборе за счет уже сложившихся стереотипов форм, изгибов, веса удачливых приманок. То есть, за счет простого отбора уловистых и не уловистых... Но лишь в последние годы стало возможным взглянуть уже своими глазами, как все происходит там, подо льдом, с фальшивыми рыбками-приманками и рыбами - объектами ловли. Теперь это можно увидеть не только в фильмах, дублированных или имеющих субтитры, но и в работах российских авторов. Некоторые эпизоды из подводных съемок могут принести неоценимую пользу любому рыболову, опытному и не очень, а где-то и стать откровением, информацией совершенно новой.
Каждому, наверное, рыболову приходилось замечать, что уловистая и проверенная блесна, на которую только что весело брали окуни, на другом месте превращалась в совершенно нерабочую железку. Можно было бы, конечно, сослаться на место, мол, рыбы нет. Но причина нередко лишь в том, что даже самая игривая и юркая планирующая блесна, на 1,5 метрах глубины подвисающая и уходящая в сторону, в более глубоких местах превращается в примитивный «гвоздик». Ниже 4 метров все ее качества «планера» нивелируются, игра становится более однообразной, а возврат к вертикальной оси лунки на паузе становится все короче. А именно на этой паузе чаще всего и происходят поклевки. Глубже 6 метров многие планирующие блесны работают уже совершенно вертикально, а рыболов, отсчитывающий привычную паузу в нижнем положении, по сути просто теряет время, так как блесна не отклонялась от оси. Причем на больших глубинах, оказывается, уже нет разницы между толщиной лески.
Замена лески на более тонкую не приводит к ожидаемому результату. Более того, если используется блесна типа «гвоздик» (нередко выручающая в глухозимье), на толстой леске она играет даже более плавно. Давление и плотность воды оказываются более сильным и решающим фактором в игре обманок, чем замена лески. Как исключение, встречаются блесны, почти одинаково хорошо работающие на самых разных глубинах. Но они чаще относятся к разряду летних относительно широких блесен. Их можно использовать и подо льдом.
Как можно подкорректировать, исправить игру обманок на больших глубинах? Если блесна отлично себя зарекомендовала на 1,5 метрах, можно ее протестировать и на более глубоких местах. Едва планирующая обманка перестанет подвисать после сброса, а сразу начнет отдавать в руку толчком, значит, она стала работать в узком вертикальном диапазоне. То есть в стиле пресловутого «гвоздика». Если нет необходимости в этом стиле, а требуется игра широкого диапазона, то для исправления глубинных ошибок можно лишь изменить способ работы удильником. Вместо размашистого взмаха, следует ограничиться коротким и довольно резким рывком кончика хлыстика. Этот подъем-вскид должен соответствовать длине блесны, пусть и трехсантиметровой окуневки. На подводных съемках видно, как меняется игра любой блесны при этом способе. Причем игра блесны становится положительно стабильной на самых разных глубинах, вплоть до 12 метров. Возвращаются все уловистые особенности обманки: горизонтальный планирующий уход в сторону, колебания и вибрации, хаотичные и юркие рывки, напоминающие движения больной или слабой рыбки. Все эти изменения к лучшему будут сразу заметны по тому, как блесна опять начнет подвисать после сброса.
На подводных съемках можно видеть еще одну картину, нередко вызывающую смех. Стая пучеглазых окуней толпится в ожидании падения странной «рыбки», прыгающей вверх и вниз. И вот обманка опять несется ко дну. Тук! Точно - меж глаз и по «кумполу» ... А испуганный окунек уже улепетывает куда глаза глядят, за ним - некоторые его товарищи. И эти тычки в рыбьи башки происходят довольно часто. Столь же часто и вспугнутая стая прыскает по сторонам. Эти «отстрелы» окуней и происходят от размашистых движений рыболова наверху. Причем не выдерживается пауза в нижнем положении, а значит - теряется большое количество потенциальных поклевок. Влияние более длительной паузы на клев теперь уже можно увидеть. Видно и как непроизводительно работают блесны с одинарным впаянным крючком. Каждому из рыболовов случалось попадать на странный клев окуня, когда на десять поклевок-тычков ловилась лишь одна рыбка. Причем не обязательно очень мелкая. Понятно, что окунь вяловат, малоактивен и большинство его поклевок сводится к ударам по блесне. Это хорошо видно на кадрах. Но едва появляется подобная же блесна, теперь уже с подвешенным тройничком, как окуни начинают цепляться на крючок даже самоподдевом, не говоря уж о полноценной поклевке.
Очень азартно окуни реагируют на удар блесны о дно, постукивание с поднятием мути, а на отрыве от дна и подъеме часто следует жадная поклевка. Столь же азартно горбачи реагируют на возвращение блесны к вертикальной оси лунки, то есть на той самой паузе, о которой уже говорилось.
При помощи подводных съемок рухнул еще один миф, бытующий среди рыболовов. Мол, подо льдом темно и нет разницы, какую по цвету ставить блесну, навязывать мушку, хоть черную, все равно и красная будет черной или фиолетовой. Оказывается, если день светел, а вода не мутная, все видно отлично, вплоть до надписи на блесне. А красные шерстинки так и остаются красными, не говоря уж о цвете и яркости блестящих металлов блесен. Кстати, о мушках и шерстинках... Эти «прибамбасы» по-разному влияют на игру блесен. Планирующие обманки, увешанные мохнатой шерстью, теряют часть своих лукавых игривых качеств и становятся более медлительно-неуклюжими. «Гвоздики» же, наоборот, приобретают более плавную игру, запрокидываясь плашмя и уже не столь стремительно кивая «носом» вниз. При оснащении мушками подвешенных тройничков балансиров обманки играют хуже. Исчезают вертлявые и быстрые движения по горизонтали в виде «восьмерок», игра балансиров становится более грубой и примитивной. По крайней мере, если мушки слишком крупные. Совсем без оснащения «завлекалочкой» тоже нельзя. Важно, чтобы она соответствовала строю и размеру обманки. И если уж речь зашла о балансирах, то для меня лично стало откровением, что плавный потяг-вскид удильником на подъеме также ухудшает качества этой приманки. Напротив, резкий и более короткий взмах заставляет играть балансир как резвую и шаловливую рыбку, стремительно прыскающую в воде по горизонтали. Причем это касается и подъема, и сброса балансира вниз. После рывка вверх балансир уже играет, а на падении - тем более, если был короткий взмах. После длинной потяжки приманка идет вверх почти строго по вертикали и столь же примитивно, ровно падает вниз.
Не было заметно на подледных съемках особого эффекта от игры блесной по типу игры мормышкой. Окуни лишь толпились вокруг обманки и нетерпеливо ждали ее решительных действий. Хотя по опыту знаю, что иногда после мелких колебаний «а-ля мормышка» окуни хватали блесну чаще. Видимо, это связано с сезонными условиями и условиями ловли именно в этот день.
Есть еще один аспект, вызывавший сомнения, по крайней мере у меня, до первых кадров видеосъемок подо льдом. Мне всегда казалось, что окуни должны быть в какой-то мере напуганы поимкой своего товарища. Все же на их глазах происходит. Был друг - и нет его. Еще бытовали когда-то мнения о «веществе страха» или звуке, выделяемом пойманной рыбой. Но как видно, окуни вполне спокойно относятся к поимке и исчезновению друзей, впрочем, скорее конкурентов. Не оттого ли они так спокойны? Может, даже «завидуют» ?.. И чем быстрее обманка вернется обратно под воду, тем больше шансов удержать стаю на месте и наловить больше рыбы. Едва пауза затянется, и стая окуней вполне может куда-нибудь уйти.
Но есть в рыбалке такое правило - отсутствие правил, иначе рыбалка стала бы просто скучным выполнением инструкций. Чаще всего рыболову приходится находить и свою рыбу, и свои приемы ее ловли.