Первый лед на Дону на затоне Клешня
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Первый лед на Дону на затоне Клешня

Первый лед на Дону на затоне Клешня

Последняя неделя ноября началась с того, что планы съездить на рыбалку стали меняться каждый день. Сначала собрались ехать на первый лед, однако дурацкий дождь все испортил. Казалось, только что чудом вставший в донских затонах лед неминуемо съест влага.

На Ахтубу в Астраханскую область ехать - далековато, кроме того, были там недавно, да и близкие начали роптать по поводу нескончаемых рыбалок совсем не кстати...

Но, как это обычно бывает, проезжая мимо рыболовного рынка, я принципиально купил коробку мотыля. А пусть пропадает, коль не судьба мне на лед поехать!

А в среду откуда ни возьмись посыпалась информация, что лед есть, что проедем без проблем и что погода обещает быть не совсем плохой. Да, ветер обещают 7-9 метров в секунду, но ведь в затоне есть где от него спрятаться!

Жена сопротивлялась недолго, и вот уже Женя, Дмитрий и ваш покорный слуга в машине. И вот уже дорога, воспоминания о прошлых рыбалках и планы на будущие. В Песковатке включили GPS-навигатор - мало ли что... Женя заметил, что у москвичей не иначе должно сносить крышу от таких пустынных дорог через песчаные барханы. Когда колея то ныряет в камыши, то в лесок, то снова в пески, и нигде ни души. Такого в Подмосковье нет и быть уже не может.

А нам все привычно, аж скучно. Мы вспоминаем, как откапывали машины, как сажали УАЗик на два моста, а рядом сажали колесный трактор, к которому три километра на руках тащили танковый аккумулятор, чтобы его завести. Как уехали 23 февраля на полдня порыбачить, а вернулись только 26-го...

Однако приехали. Перед нами вход в затон, который немного подальше делится на два параллельных отвилка. Из-за такой причудливой формы затон и носит свое гордое имя - Клешня.

Только-только сереть начало, на берегу никого! Самое время не торопясь перекурить.

Мы на льду. Для кого-то это первый лед, для кого-то второй, но для всех нас первые утренние лунки - самые важные и желанные! В затоне никого, только мы, два ледобура и одна пешня. Каждый сам себе придумал стратегию и в каждой лунке ожидает чуда. Все заняты настолько, что еле успеваем обратить внимание и сфотографировать роскошную, багровую перед ветреным днем зарю.

Я начал ловить прямо напротив машины. Клевали мелкие окуньки и очень мелкие подлещики. Я сначала уходил с таких лунок и бурил новые в надежде найти нечто покрупнее, но скоро вспомнил про мамину кошку, c которой мне неизбежно придется объясняться по приезду.

Первый, кто стал всерьез спорить с моей новенькой леской 0,12, был окунь. За ним, судя по всему, расплатилась за свое любопытство и его родная сестрица. Окуни примерно с ладонь стали попадаться все чаще и чаще. После того как чувство ответственности за мамину кошку немного притупилось, я решил проверить торчащие из-подо льда коряги на предмет совсем больших окуней, а затем предаться поиску крупной плотвы.

Окуни быстро уступили меня плотве, выслав к корягам сеголетков-двоечников, которым все равно, что мормышка, что балансир - лишь бы около коряги что-то дергалось.

А вот с плотвой все как-то не складывалось. То нарвусь на лещей, размером с чешую приличного сазана, то вездесущие окуни напоминают мне о том, что кошка хочет есть семь дней в неделю. Тогда я пошел на хитрость: прежде чем опускать в очередную лунку мормышку с мотылем, я сначала три раза дергал в ней блесной. Если садился окунь, я сразу же уходил и пытался ловить плотву в тех лунках, где не было окуня.

А плотва тут есть, и неплохая! Об этом говорили очень аккуратные подъемы сторожка, когда я клал удочку на лед. Ловил я на проверенную свинцовую с медным напылением мормышку каплевидной формы. Но что-то все никак не получалось подобрать к плотве ключик. Наконец, вроде бы понял, что плотва реагирует на чуть заметное шевеление мормышки у самого дна после медленного опускания. Иногда - и просто на неподвижную мормышку. Поймал уже штук пять плотвиц, которых грех кошке отдавать, а лучше засолить, когда в очередной лунке кто-то смело тукнул мормышку и при подсечке даже не сдвинулся с места! Я пару раз травил леску между пальцами во время сильных потяжек, но... это оказалась щучка. Я ее даже успел увидеть под лункой. Дай Бог, не в последний раз!

Спрашивается, чего ей тут надо было? Жерлицы для нее расставлены около камышей, как положено! Нет, мотыля ей подавай!

Но время летит. Уже обедать пора, а Женя все гуляет по затону и бурит, бурит, бурит. Подхожу к нему и выясняю, что он ловит на крупный, размером с безымянный палец, балансир. Тем самым он отсек мелкого окуня, а ловил только тех, кому такой балансирище был по зубам. Больше полпакета окуней с ладонь - впечатляет!

За обедом решено было уйти подальше в затон, чтобы спрятаться от надоевшего ветра. Сказано - сделано! Стали пробовать в самом затоне и очень скоро поняли, что окунь здесь ловится буквально в каждой лунке, но большой балансир Евгения ему не по зубам.

Я сел там, где удалось выхватить на мотыля парочку плотвиц. Поклевки были также со дна, и я было уже решил не уходить с этой лунки. Однако Дима покрошил в свою лунку хлеб, оставшийся после обеда, и начал таскать одну за другой очень недурственных серух!

Как раз в тот момент, когда я мучительно размышлял на тему «А не оббурить ли мне его?» приличный окунь с лету атаковал мою мормышку и при вываживании ударился головой о край лунки и ушел вместе с мормышкой. Ну что за свинство!

Я рассердился, достал секретную блесну, которую мне подарили в Москве на Пестовском водохранилище, и стал мстить окуням за мормышку и за то, что мне так и не дали по-человечески половить плотву.

А тем временем около Дмитрия росла кучка отборной плотвы. Вроде как темнеет уже. Может быть, нет смысла новую мормышку привязывать? А если это вечерний выход плотвы начался? Может, все-таки привязать мормышку, пока совсем не стемнело?

Я привязываю новую мормышку с эдаким флуоресцентным глазиком и опускаю в лунку, которую все-таки просверлил недалеко от Дмитрия и прикормил. Как только я коснулся дна, сторожок резко выпрямился и с силой потянул вниз. Я даже оторопел и подсекать не стал. Понятно, что это или лещ, или килограммовая плотва!

Нет, ребята, это была щучка. Почему-то только мормышку мою она выплюнула. Не знаю почему. Может, мода на вольфрамовые у них уже на излете.

Я по инерции еще продолжал ловить в этой лунке. Еще пару раз кто-то нагло дергал за леску, но засекаться не хотел. И вдруг я понял, что эмоций для меня на сегодняшний день более чем достаточно.

Поздно вечером, когда я уже завез рыбу маме и ее кошке и уже почти спал, позвонил приятель, и я пожаловался ему, что, как только закрываю глаза, сразу же вижу сторожок, который сгибается, сигнализируя о поклевке!

- Да знаю! - ответил он мне. - У меня еще и рука при этом дергается. Жена жалуется, что со мной спать невозможно после рыбалки.

А мне вспомнилось, как один раз приснилось, что я «Ветерок» завожу. Так ведь чуть жену не покалечил...

А.Коломиец

Медведевская шифера на реке Каа-Хем

У Сарыг-Скепа Малый Енисей (Каа-Хем) уходит от горных притоков и становится вполне равнинной рекой, хотя воды его и несутся со скоростью хорошего степного скакуна. Но здесь река делится на несколько...

На первую в жизни зимнюю рыбалку

Ну, вот и подходит к концу очередная рабочая неделя, и каждый в душе рыболов уже в пятницу начинает строить планы по выходу на большую воду в поиске трофея: смотрит информацию...

Обловил

Зной лежал неподвижно и тяжело, раскалив и выбелив горизонт там, в верхнем течении, где в неверном плывущем мареве виднелась Чебоксарская ГЭС. Но, может быть, это мираж?

Балхашская маринка

Балхашская маринка — Schizothorax argentatus Kessler, 1874 Маринка; кара-балык (казахск.); Balkhash marinka (англ.).

Чтоб щука «кричала»?

Погода в тот августовский день не заладилась. Начавшийся утром моросящий дождь никак не унимался, огромные серые тучи, подобно желе, нависали над землей...

"Секреты" ночной ловли плотвы

Ночь. Рядом Великий город, спящий город. Он так близко, его видно, и он так далеко. А здесь, в этом маленьком палаточном городке, похожем на поселение полярников, совсем другая жизнь, обычные...