За Волжским хищником.Речка Семеновка
На мелководных озерах Ярославской области ледовый панцирь успел вырасти до 15 сантиметров, а Волга еще только-только затянулась тонкой корочкой льда. Но звонок знакомому егерю на базу «Бриз», что стоит на левом берегу Угличского водохранилища, успокаивает: там Волга встала вся, некоторые «спецы» уже переходят русло, а в заливах лед и вообще приличный. И мы с друзьями решаем выехать с жерлицами в эти еще неизведанные для нас края.
Это уже стало прямо традицией, что на выходные погода резко меняется. Не была она нарушена и на этот раз. Со стабильно державшихся отрицательных температур круто повернуло на плюс, и пошел мокрый противный снег с дождем. Выпавший накануне снег сразу же напитался водой и посерел. На лед Волги было страшно выходить. Казалось, что еще чуть-чуть и он начнет таять под ногами.
Переговорив с директором базы, узнаем, что в прошлом году крупный окунь и щука ловились на «кресте» выше базы, но в этом сезоне туда никто пока не ходил, поэтому состояние льда неизвестно. Ниже базы в заливе речки Семеновки лед прочный, и на неделе окунь ловился неплохо. Проворачивалась и щука, срезая балансиры.
Выходим затемно, чтобы как можно раньше расставить жерлицы. Не отходя далеко от берега, сверлим лунку и проверяем толщину льда: 9 сантиметров, вполне прилично. И мы с небольшой опаской, постоянно проверяя крепость льда пешней, направляемся в намеченное место.
В заливе мы первые. Других рыбаков, по которым можно было бы сориентироваться, еще нет. По ледовым трещинам предварительно оцениваем рельеф дна. Видно, что речка впадает в Волгу как бы тремя рукавами. Значит, должны быть и бровки, и бугры для укрытия хищника.
При расстановке жерлиц убедились, что предварительная оценка оказалась верной. Дно сильно изрезанное. Ставишь одну жерлицу - глубина 3 метра. Отходишь на 15 метров в сторону - и живца уже приходится опускать на 9 метров. Перемещаешься еще метров на двадцать - подъем до шести.
Расставляя вдоль подводного русла жерлицы в шахматном порядке, постепенно выходим на волжскую 12-метровую бровку. Лед уже кое-где начинает потрескивать, но несколько жерлиц ставим и вдоль этой бровки.
Пока расставляли жерлицы, появились и местные рыболовы. Они со знанием дела направились на участок чистого снега между трещинами, обозначающими подводные русла ручья.
Настраиваемся на окуня, так как все начинают ловить на балансиры. Я остаюсь дежурить у флажков, приятели расположились невдалеке от местных. Как оказалось, здесь на небольшом подводном плато всю зиму держится окунь. В этот раз на балансир он реагировал слабо, проявляя себя аккуратными редкими толчками, но на мормышку брал значительно увереннее.
В начале одиннадцатого первая поклевка на жерлицу, расположенную на 9 метрах. После непродолжительной борьбы щучка на килограмм оказывается на льду. Два раза срабатывают жерлицы, поставленные вдоль 12-метровой волжской бровки. Но результата нет. И только сильно придавленный, но без порезов живец показывает, что клевала не щука, а какая-то другая рыба. Жерлицы на более мелких местах, молчат.
А противный мокрый снег начинает доводить до отчаяния. Но вот срабатывает флажок самой дальней жерлицы, опять на 12 метрах, и про погоду уже не думаешь. Аккуратно подхожу к жерлице. Леска смотана почти полностью. Выбираю слабину. Чувствуется живой упор. Подсечка, и леска чуть не выскакивает из рук! На противоположном конце упорный соперник. Через несколько минут из лунки показывается голова приличной щуки.
Пока возился с «крокодилом», сработали еще две жерлицы. Одна оказалась пустой, со сбитым живцом. На другой - бершишка граммов на 600. Очевидно, берши и давали холостые поклевки.
После часа дня поклевки на жерлицы прекратились, да и клев окуня значительно ослабел. Потихоньку сматываемся и отправляемся в обратный путь на базу. По пути обсуждаем итоги. Неизведанная земля начинает приоткрывать нам свои тайны. Стало ясно, например, что большинство хищника стоит на бровках коренной Волги: 7 поклевок за 3 часа - совсем неплохо.
Е.Чабуткин