С озера на озеро
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

В квартире ремонт, надо бы им заняться, но... рыбалка не дает покоя. И тогда жена говорит: «Ну ладно, поезжай. Но рыбу чтобы привез обязательно».

И вот я еду на первом автобусе на пригородное озеро в надежде половить там на жерлицы.

На лед выхожу в полной темноте. Освещая себе путь фонариком, стараюсь вспомнить, где тут что: на этом водоеме я не был года два, а уж на живца не ловил тут вообще лет пять. Ориентируясь по скоплениям лунок, прикидываю, где ловили накануне: вот тут десятка полтора их пролегли изломанной кривой, возле каждой лунки место обтоптано несильно — верный признак, что здесь бегали, искали окуня; а вот здесь видно, что просидели целый день — вытоптана целая полянка, лунок немного, возле каждой характерный продавленный отпечаток от ящика, на льду мусор, семечки, в стороне — следы жизнедеятельности, в лунках — остатки хлеба и прикормки. В этом месте скорее всего ловили плотву.

Разбуриваю три лунки, подбрасываю в каждую шепотку манки, в две устанавливаю поплавочные удочки с тестом, в третьей пробую ловить на мормышку с репейницей. Но никто не соблазняется ни ароматным тестом, ни плавной игрой узкой черной мормышки...

А время идет. Вот уже и свет от налобного фонаря меркнет в ослабевающих утренних сумерках, и народ начинает появляться на водоеме, а у меня ни поклевки. И только вот это давящее чувство, что надо наловить живца, надо поставить жерлицы, надо поймать щуку, надо оправдать доверие и потраченное время...

Место, на которое я приехал, представляет собой ряд озер, соединенных протоками. Каждое по-своему интересно, но не на каждом удавалось мне порыбачить. На следующем, втором по счету, раньше я ловил некрупных хищниц со льда, а на этом, первом, хищника покрупнее, но только летом.

Сматываю снасти и иду на соседнее озеро. Опять сверлю лунки, прикармливаю и замираю над одной из них в надежде поймать живца-плотвицу. Вроде и погода мягкая, и снежок с утра несильный был, но не ловится рыба, и все тут...

Подошел знакомый, утверждает, что тут бели нет, а прочно обосновалось семейство щучьих, которое выело всех остальных обитателей. Надо, мол, вернуться на первое озеро, там наловить живцов и уже с ними сюда возвращаться.

Ну ладно, идея понятна... Бреду обратно на первое озеро, рыболовов прибавилось, но общая картина клева осталась неизменной. И тут смотрю — несколько ворон ходят возле одного места, галдят, спорят, делят что-то.

Первая мысль — там остатки чьего-нибудь бутерброда, вот и ссора; решил подойти. Место как место, ничего особенного — снежная каша, следы, правда, вижу останки рыбешек, которых и делят пернатые хищницы. Значит, тут когда-то ловили.

Разбурил старую лунку, и наружу вместе с ледяной крошкой вышли остатки прикормки — какой-то каши. Для верности подсыпаю в лунку манки и опускаю мормышку. Дело пошло: плавно поднимаю мормышку ото дна, выдерживаю паузу, немного опускаю ее и поднимаю вновь.

«Тюк», — отозвался удар осторожной рыбешки по кивку, на который я ответил резкой подсечкой, и крошечная сорожка оказывается на льду. Скорее набираю в канну воды и отпускаю рыбешку туда, начало есть. Теперь главное — не отпустить стайку от лунки. Вторая, третья, четвертая...

Появляется азарт, но голос разума почти кричит: сорога сорогой, но ты приехал за щукой. Вот сейчас последняя, и пойду... Ну вот теперь точно последняя — надо ставить жерлицы... ну что ж ты не клюешь, ну давай уже, ну же... нет.

Ладно, полтора десятка бойких рыбешек есть, и то хорошо. Помечая свое место, оставляю у лунки ящик и удочку, хватаю бур и рюкзак с жерлицами, и, стараясь не вызвать подозрения у остальных рыболовов, с мрачным лицом иду на второе озеро.

И что я вижу? Лед иссверлен, как решето, жерлиц наставлено — как частокол в огороде. Да, подготовился знакомый... Не скажу, что озеро маленькое — просто здесь, у устья протоки, есть хоть какая-то глубина, еще можно ставить жерлицы, а дальше начинается мель и трава...

Злость берет на знакомого. Хотя, с другой стороны, он вчера день потерял, добывая живцов, а я их буквально за полчаса наловил. Против его «армии» выставляю пяток своих жерлиц, да и то — три из них-ставлю в лунки, которые бурил с утра, когда искал здесь живца.

К этому моменту у знакомого в улове лишь одни щурята. Я постоял, прикинул, решил поставить и на первом озере несколько жерлиц. Израсходовал остатки живца, так что придется вновь пополнять его запасы. Видно, придется мне сегодняшний день провести в переходах с озера на озеро.

Я ограничен временем — надо успеть на обратный автобус. Прикидываю, сколько еще могу себе позволить рыбачить. Часа три, нормально.

На первом озере у меня подвижки: удочка — в воде, на крючке — хорошая сорожина; эх, да если б все такие, то и щуки не надо. Еле-еле, примерно за час, «наскребаю» еще пяток плотвиц... Нет, не клеится рыбалка.

С этим запасом спешу на второе озеро, издали вижу два вздернутых флажка в общей массе жерлиц, при этом знакомый не бежит к ним — значит, мои. Подхожу, проверяю: на одной леска размотана метра на два и на живце следы некрупных зубов, а на второй рыбешка вообще сбита. Знакомый утверждает, что рыбалки никакой нет: «Как умерло все».

А делать что-то нужно... Прикидываю, как бы на сковородке половчее разложить сорогу, чтобы создать видимость улова. Времени на рыбалку осталось совсем мало.

На водоеме наступил день. Немногочисленные рыболовы занимались кто чем — жевали пряники, разговаривали по телефону, любовались пейзажем, хотя кто-то, как и я, еще пытался ловить. Сорожка изредка давала о себе знать осторожными поклевками, но ни активностью, ни размерами она в тот день похвастаться не могла.

Пора собирать снасти. Прихватив пакет для жерлиц, я пошел на второе озеро. И что увидел? На ветру красиво трепетал поднявшийся флажок одной из жерлиц, той самой, на которую была сегодня нереализованная поклевка. Леска была размотана полностью.

На мою короткую подсечку кто-то, пока неведомый, ответил потяжкой, не сказать, чтобы сильной. Пока я вываживал, думал, что это щуренок, а сопротивление воды создается пучком травы, повисшей на леске.

Но когда я подвел рыбу к лунке, щуренок моментально повзрослел и, мотнув головой, уперся в лед, не позволяя затащить себя в лунку. Пришлось, не ослабляя натяжения лески, отпустить ее немного и завести рыбу в лунку повторно.

Это была щука весом 1,5 кг. На фоне общего бесклевья она настолько не сочеталась с действительностью, что было трудно поверить в происходящее.

В каждом из нас живет ребенок, который оживляется именно в такие моменты. Знакомый удивленно поднял брови, увидев, как взрослый дядька скачет по льду и, счастливый, кричит, целуя рыбину в белое брюхо... На радостях я отдал ему всех оставшихся живцов, у него рыбалка совсем не задалась.

Возвращаясь к своим вещам на первое озеро, я чувствовал, как взгляды рыболовов прожигают меня и мой улов. На водоеме царила тишина.

Я мог бы и загордиться, но для меня важнее было другое — я просто шел и наслаждался распирающим меня счастьем, ведь все-таки я своего добился... Меня ждут дома, и я покажу жене свою добычу.

А.Фалалеев

О мормышке, кивке и любимой удочке

Как давно это было, а кажется, будто вчера! Однажды мой сослуживец Николай Гаврилов предложил мне поехать на подледную ловлю. Оказалось, что большая группа рыболовов из города Рени Одесской области наметила...

И днем и ночью на Сыр-Дарье

В июньскую ночь, накануне открытия спиннингового сезона, всякий уважающий себя удильщик не в состоянии усидеть дома. Помешать этому может только стихийное бедствие. Кончился двухмесячный запрет в период нереста и рыболовы...

Счастья всем

Свое озеро я знаю вот уже десять лет. Десять неспешных северных весен прошло с тех пор, как впервые увидел я эту глубокую и совсем еще тайную тогда для меня таежную...

Пылесос рогатый

Было это в самом начале экономической вакханалии, принесшей в наших краях обнищание множеству семей и тоску большинству рыбацких компаний. Наша компания распалась почти полностью, и мы с тезкой, соседом по...

Начало сезона. Половодье

Половодье на реках практически всегда предоставляет любому рыболову шанс на хороший улов. Но многие из тех, кто ловит во время половодья на знакомых местах опробованными ранее насадками по давно отработанной и...

Вниз по Западной Двине

Наша команда из трех, легких на подъем человек, на этот раз выбрала 45-километровый маршрут от Велижа до Суража вниз по Западной Двине. Лето стояло жаркое и дождей в ближайшие дни...