Как мы вываживали тайменя
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Прошел почти год с моей последней зимней охоты на тайменя.

Тогда мы с друзьями рыбачили в конце марта на реке Иман (ныне река Большая Уссурка) и поймали трех таймешат весом около 10 кг каждый. В этом году мы решили испытать удачу снова.

Собрали снасти, подготовили «Бураны» и рано утром в субботу вчетвером выехали на покрытый льдом Иман. С энтузиазмом начали бурить лунки, запускать в них леску, ставить «поставки» на ленка и хариуса. Погода в тот день выдалась облачная, а после обеда и вовсе пошел густой мокрый снег.

Как мы ни старались заинтересовать рыбу ручейниками и червями, ничего не получалось. В результате до вечера мы поймали лишь одного хариуса и небольшого леночка.

Ночевали в охотничьем зимовье. Народу в нем собралось со всей речки больше 10 человек, и, как выяснилось, не повезло в тот день никому.

Встали рано (в тесноте особо не выспишься) и отправились на «утреннюю зорьку». Мой товарищ после неудачных попыток поймать ленка и хариуса отправился на теплый ключ собирать лягушек. Мы использовали их в качестве наживки для тайменя.

Установили несколько «поставков» на разных плесах и продолжили искать рыбу по всей реке. Ближе к обеду, когда уже последние надежды на клев растаяли, я стал сматывать удочки. Вдруг леска резко остановилась, и я почувствовал упругий рывок. Инстинктивно подсек — и началась борьба. В результате короткого поединка на лед был извлечен ленок весом более 1 кг.

Настроение сразу улучшилось, тем более что солнечная и ясная погода благоприятствовала дальнейшему активному клеву. Но увы...

Ближе к 5 часам вечера мы сняли нетронутые «поставки» и отправились домой. По пути нам неожиданно повстречался один из двух товарищей, которые уехали двумя часами ранее в надежде найти рыбу на реку Татебэ (ныне река Дальняя), впадающей в Иман. Он услышал звук движения нашего «Бурана» и выехал навстречу с просьбой помочь вытащить тайменя.

Мы сначала ему не поверили — думали, что шутит, но, свернув с дороги и выехав на плес, увидели следующую картину: его напарник держит натянутую, как струна, леску, в стороне — около десятка крупных ленков, а один из «поставков» ныряет в лунку. Мы быстро среагировали и вытащили оттуда ленка весом около 1 кг.

И тут началось то, на что надеется каждый рыболов, когда едет на водоем: мы поочередно держали тайменя, который после часа метания по плесу успокоился и забился под берег выше по течению, а в перерывах бегали от одной лунки к другой, засекая и вытаскивая одного за другим крупных ленков.

Постепенно начало темнеть. Ленки клевать перестали, и мы сосредоточились на вываживании тайменя.

Из-за того, что он поймался на маленькую мормышку и леску Ø0,30 мм, предназначенную для ловли ленков, мы не могли сдвинуть его с места и подтащить к лунке.

Решили использовать следующую тактику: один удерживает тайменя, другой подсвечивает фонариком, третий убирает лопатой со льда мокрый снег (его толщина составляла более полуметра), четвертый бурит лунку в метровом льду на расстоянии 1,5-2,0 м по направлению лески.

Затем крюком поддеваем леску и протаскиваем ее в новую лунку. После этого меняемся местами.

Таким образом мы медленно, но верно приближались к тайменю. Когда цель была уже совсем близка, таймень начал активно сопротивляться, пытаясь уйти вверх и вниз по течению. Мы уже еле держались на ногах после бурения множества лунок и уборки целых гор снега. Собравшись с силами, пытались не дать тайменю уйти больше чем на 3 м от последней лунки.

В конце концов нам это удалось — и леска, и наши нервы выдержали, таймень успокоился. Из последних сил начали бурить лунки по всей окружности.

И вот в одной из лунок появилась голова тайменя. Было непонятно, кто устал больше: он или мы. Одним резким движением товарищ засек его багориком и еле вытащил на лед.

Он весил 11,8 кг! Мы стали искать мормышку у него в пасти и очень удивились, когда леска привела нас... к хвосту! Это было невероятно.

Мы стали анализировать, как такое возможно, и пришли к выводу, что, скорее всего, таймень засекся хвостом за мормышку, когда гнался за ленком, которого вытаскивали на длинную леску. Мормышка болталась над дном в этой же лунке, и таймень, потеряв добычу, крутанулся под лункой и налетел на крючок.

В общей сложности борьба с этим гигантом заняла у нас около 8 часов — с 4 часов дня до полуночи.

Р.Макулов

Рыбалка в Таджикистане

Вначале 70-х годов мне довелось прожить два с половиной года на юге Таджикистана в городе Куляб. Помню, первое, что меня удивило, это постоянно текущая вода в бетонных арыках, которые были...

Календарь лесного озера

В разные времена года приходили мы к Озеру, и редко, когда оно отпускало нас с пустыми руками. Да и случалось ли вообще такое? Россыпью ли клюквы на моховищах, полуведром ли...

Ловля сомов на перекате

Сентябрь один из лучших месяцев для ловли спиннингом. Стоит еще довольно теплая погода и хорошо берет как хищная, так и не хищная рыба.

Как "вычислить" щуку?

Любой рыболов-«щукарь» ждет первый лед с нетерпением, волнуется — какие будут условия для ледостава. Если зима придет поздняя, и водоемы покроются прочным льдом лишь в начале декабря, рассчитывать на жор...

Лещи глухолетья

В самую жару-пекло, часов в 13, прихожу к реке. Ловить леща-колосовика. На плесе, ниже переката, где земснаряд углубил дно до пяти метров.

Жерех

Жерех обитает в бассейнах рек, впадающих в Балтийское. Черное, Азовское и Каспийское моря. Преимущественно речная рыба, но встречается и в некоторых озерах, например, в Ильмене, южной части Ладожского озера, а...