Консервация надувной лодки
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Консервация надувной лодки

Консервация надувной лодки

Хоть и говорится много о значительном превосходстве лодок, изготовленных из ПВХ-материалов, над резиновыми изделиями прошлого века, но тем не менее, и они требуют к себе определённого внимания и даже, если хотите, регламентного ухода. Частично об этом можно прочитать в руководстве по эксплуатации лодки, но, речь об этом, к сожалению, идёт в документах не всех(!) производителей. Поэтому ниже будут изложены основные моменты, на которые следует обратить внимание судовладельцам перед началом зимнего сезона, когда лодка полгода будет храниться без использования по прямому назначению. Регламент этих работ будет во многом зависеть от того, где и в каких условиях лодка будет храниться в зимний период, насколько жёстко она эксплуатировалась в период летний.

Прежде чем рассмотреть варианты, хочу обратить ваше внимание на несколько цифр. Большинство ПВХ-лодок собраны из материалов, имеющих свои разрешенные температурные режимы: при одном готовое изделие может эксплуатироваться, а при другом — длительно храниться. Так, большинство производителей тканей для эксплуатации лодок из ПВХ отводят диапазон от минус 5 до плюс 45°С, а для хранения — от минус 45 до плюс 5O°C. При низких температурах (ниже минус 5°С) ПВХ-материал теряет свою эластичность («дубеет»), и любое силовое воздействие на сложенную или уже собранную лодку может привести к появлению заметных белесых заломов или даже к повреждению ткани и комплектующих, отлитых из ПВХ.

Если первый случай — залом — явление временное, и через несколько дней от него не останется никаких следов, то повреждение ткани или фурнитуры — это уже серьёзнее и может потребовать ремонта. Поэтому если есть необходимость перевести лодку из свернутого положения в накачанное, то это следует делать лишь при плюсовых температурах и выдержав упаковку при температуре +15°С и выше не менее 1 часа. Только после этого можно приступать к каким-то манипуляциям.

Исходя из этого становится понятно, что лодка весьма неприхотлива к условиям, а значит, и к месту хранения. Это может быть любое помещение. Можно хранить и в комнате, и на балконе, и в неотапливаемом гараже. Необходимо только соблюдать основные требования:

— не переходить ограничения по отрицательным температурам;

— хранить вдалеке от открытого огня и обогревательных приборов;

— укрыть лодку чехлом, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей;

— не допускать попадания на упакованную лодку атмосферных осадков.

Требования понятны...

Теперь о последовательности действий при подготовке лодки к длительному зимнему хранению.

Начинаем с того, что лодка по окончании сезона должна быть тщательно отмыта. Причём нужно обратить внимание на то, как тщательно лодка отмыта от обычной грязи и, что может быть более важным, насколько хорошо от биологических остатков (частичек оброненной пищи, рыбьей слизи и чешуи). Дело в том, что при хранении плохо промытой лодки в жилом помещении может появиться неприятный запах разлагающейся органики. А если лодка будет лежать в нежилом помещении, куда возможно проникновение грызунов, то наши серые соседи посчитают это за подарок и обязательно воспользуются услугами бесплатной столовой.

Но самая большая беда в том, что вместе с органическим мусором эти серые бестии выгрызают и значительные куски ПВХ-ткани. В результате ваша лодка, на зиму превращенная добрым, но ленивым хозяином в бесплатную мышино-крысиную столовую, весной будет походить скорее на дуршлаг, чем на надёжное плавсредство.

Поэтому перед укладкой лодки на длительное хранение её надо тщательно помыть. Для этих целей (при условии, что мойка будет происходить в местах, где есть канализация) лучше использовать мощные моющие средства и системы, создающие хороший напор воды. Если же такая мойка происходит на природе, то не стоит её травить моющими средствами с ПАВами. В качестве моющего средства хорошо подойдут обычное хозяйственное мыло и небольшой кусок поролона или тряпки.

Второй этап — это последующая обязательная сушка лодки. Особое внимание надо уделить отсутствию воды в клапанах баллонов лодки. Также надо очень тщательно просушить деревянные элементы конструкции лодки — секции пайольного покрытия. При этом надо обращать внимание на состояние алюминиевой окантовки фанерных фрагментов. Если где-то заметен люфт, сколы слоя или отслоение, то отремонтировать можно либо своими силами, либо силами специалистов ближайшего сервис-центра.

С особенной тщательностью необходимо просушить транец лодки. Несмотря на то, что изготовлен он из водостойкой фанеры, по периметру ещё дополнительно защищённой специальными пропитками, полугодичное хранение в условиях сырости может привести к самым нежелательным последствиям — вплоть до замены транца весной.

Транец лодки

В процессе мойки и сушки лодки следует провести осмотр ткани лодки — своеобразную диагностику на предмет проколов, порезов и потёртостей. В зависимости от выявленных нюансов следует принимать решение. Вариантов три. Первый — оставить всё до весны, но тогда результаты осмотра могут забыться. А когда всё-таки вспомнятся, то очереди в сервис будут очень большими. К сожалению, пока многим удаётся вспомнить, что лодка нужна для рыбалки, только весной, когда до сезона открытой воды остаётся совсем немного времени.

Вариант второй — самому провести комплекс ремонтных работ после просушки и убрать лодку на хранение, зная, что она в полном порядке.

И вариант третий — отвезти лодку в сервис-центр для диагностики и последующего ремонта силами специалистов. Для большинства третий вариант наиболее приемлем (и тем более, если в процессе навигации уже были какие-то ремонтные работы, так как можно отследить их результаты и привести лодку в хорошее состояние руками спецов). А осенью это сделать значительно проще, чем весной, потому что не будет очередей к мастерам.

Обычная форма хранения надувной лодки — это упаковка в штатную сумку или рюкзак. Единственное условие при этом — не складировать поверх упаковки с лодкой слишком большой груз. Сумка или рюкзак с лодкой лучше располагать поверх всего.

Однако совершенно не возбраняется хранить лодку и в накачанном виде. Главное, чтобы её масса была равномерно распределена по поверхности опоры и не было бы маленьких по площади пятен контакта днища с опорой. При этом надо помнить, что лучше не трогать лодку при больших значениях минусовых температур. Ну, и следить, чтобы не было ни избыточного, ни явно недостаточного давления в герметичных объёмах. А уже весной надо проверить баллоны лодки на предмет наличия в них конденсата.

Некоторые фирмы, идя навстречу пожеланиям своих клиентов, на своей территории организуют места для зимнего хранения лодок. Можно воспользоваться и таким предложением, тем более что мойку, сушку и диагностику лодок там проводят специалисты, которые в случае необходимости осуществят и грамотный ремонт, в том числе смогут исправить результат вашего летнего ремонта на природе. А весной после такого хранения лодку можно смело забирать прямо на рыбалку. Она будет в полном порядке.

В.Соколов

10 путей к щуке

В густом ноябрьском тумане любитель ловли щук быстро теряет из виду нужные ориентиры. В десяти золотых правилах мы постараемся напомнить о некоторых важных моментах в рыболовной практике.

Только крупные лещи

Раскрою несколько секретов ловли именно крупных лещей. Разговор пойдет о рыбалке с берега поплавочной удочкой на спортивную оснастку.

Минимизация потерь спиннинговых приманок

Думаю, ни у кого не возникают сомнения, что лучше спиннинговую приманку сберечь, чем оставить в водоеме или на дереве. Даже если Вам не жалко потерять приманку, задумайтесь об экологии водоема...

Весной на реке с мормышкой

Есть такие рыболовы, что ловят мормышкой без естественной насадки всю зиму, а есть — что круглый год.

Таймыр. Рыбалка на Гусиной

Все труднее становится с Диксона выбираться на рыбалку за гольцом. А основная причина — отсутствие полетов по Таймыру. Если десять лет назад к Диксонской авиаэскадрилии было приписано 8 вертолетов Ми-8...

О бензине для лодочных моторов

Мир подвесных моторов быстро меняется, и сегодня в первых рядах мы видим три различных типа двигателей: четырехтактные, двухтактные с впрыском топлива и карбюраторные двухтактные.И все разговоры о лодочных моторах обязательно...