Дальневосточная гостья. «Новая» кефаль-пелингас
Обычный оросительный канал, связывающий лиман с лиманом, или канал, соединяющий лиман с морем... Сколько их десятки, сотни, так знакомых кубанским рыболовам! На них проводит выходной день основная масса краснодарских любителей крючка и поплавка. Какую только рыбу тут не встретишь за день рыбалки: это и любимый всеми «король» (серебряный карась), и плотва, и лещ, и судак, и, конечно, масса окуня, щуки; иногда и сом.
И вдруг - крутой разворот, похожий на всплеск жереха, а то и шумный хоровод нескольких нерестящихся рыб в мае. Мелочь привыкла и не боится, так как рыбу в хороводе вовсе не она интересует, да и питается та рыба совсем не тем, чем «короли» и плотва.
Глубина всего пол метра, и канал не широкий, но сколько народу, азартных возгласов, шумного вываживания! Вряд ли такое увидишь где-либо еще. Речь идет об ужении кефали, внесшей струю разнообразия в равномерно текущую жизнь местных рыболовов и уже несколько лет будоражащей прибрежные кубанские города, приазовские плавни.
Эта рыба занимает все большее место в уловах азовских рыбаков. Становится она перспективной и для спортивного рыболовства края, осваивая все новые и новые лиманы и заливы. По достоинству оценили рыбу даже домашние хозяйки из-за ее необычно нежного и вкусного мяса, пригодного для любых видов рыбной кулинарии и в горячем, и в холодном, и в конченом, и в печеном исполнении. Кефаль эта необычная, растущая в новом месте в два-три раза быстрее нашей черноморской и уже достигающая в уловах десяти килограммов.
В конце восьмидесятых «наука» проводила с ней свои эксперименты, видимо уже не надеясь возродить былую славу Азовского моря, но природа устроила свой «эксперимент», размыв штормовой волной полоску песка и унеся садок - с мальками из дальневосточного моря. Рыба быстро освоилась н стала заходить на нерест в кубанские лиманы.
«Новая» кефаль-пелингас хотя н похожа на своих черноморских родственниц, но признает только очень узкий спектр насадок, наиболее доступной из которых для местных рыболовов является морской червь-нереис. Рыба очень хорошо разбирается в червях, и если ей подбросить обыкновенного земляного, то только время зря потеряешь. Проходишь по берегу, и на примере десятка рыболовов, ловящих на «морского» и обычного червей, сразу видишь разницу. На простого червя даже в чуть солоноватой воде канала попадаются лишь «короли» и плотва. У тех же, кто не поленился накопать нереиса, в садках по десятку красивых серебристых рыб весом до килограмма, а то и больше.
Червь Нереис
Добыча нереиса непростая работа, явно не для лентяев. Приходится часами стоять по пояс в воде канала и выбрасывать ил на берег, где его должен разбирать второй рыболов, вытаскивая тонких и плоских нереисов, скорее похожих на сороконожек, чем на червей. Нереисы довольно нежны и не заготовляются впрок, что тоже создает массу неудобств.
Пока еще не выработалось особой тактики ловли пелингаса. Похоже, тонкости тут и не требуются. Разве что леска предпочтительнее более мягкая. Поводок 30-40 см, на крючке непременный нереис. Поклевка пелингаса довольно стремительна, и большей частью он засекается сам, резко уходя в сторону. В момент подсечки можно ожидать «свечку» и сильное сопротивление с рывками в разные стороны.
Поплавки при ловле пелингаса на малых глубинах (1-1,5 м) лучше применять «одноточечные», так как за простые фиксированные часто захлестывается леска, особенно при встречном ветре. Тем более не стоит увеличивать количество крючков, что приведет не только к запутыванию, но и к нерациональному расходованию нереиса.
Кефаль держится в каналах в основном в апреле - июне, после чего уходит в море. Периодически возвращается в реки, преимущественно на предустьевые участки, в солнечные дни до поздней осени, но сведений о ловле ее удочкой осенью нет. Зиму же она проводит в южной части Азовского моря, входя в сильные холода в Черное море. Вместе с местным лобаном пелингас поздней осенью попадает на донки в Новороссийске, Туапсе, Сочи.
В.Писменский