Джиг для души. Ловля на живых реках после запрета
Первыми от действия нерестового запрета на ловлю рыбы освобождаются небольшие и средние водоемы (уточнить их перечень всегда можно в областной рыбинспекции) — в середине или в конце мая. Среди них есть водоемы разных типов, где попытать рыболовного счастья могут поклонники любых спортивных методов ловли. Для когорты же увлеченных спиннингистов и романтиков самыми притягательными местами в мае-июне становятся живые незарегулированные реки.
Магия живой реки
Возможно, я преувеличиваю, но живая река существенно отличается от водохранилища по своему целебному для души действию. При рыбалке на рукотворных морях постоянно лезут в голову мысли о людской глупости и недальновидности. Когда ловишь близко к городу, вообще не покидает ощущение урбанистики, к тому же все, что видишь вокруг, природой назовешь едва ли. Поэтому чаще всего сосредотачиваешься на самой ловле, медитируя с удилищем.
На берегу живой реки все по-другому, ловля словно отходит на второй план. Постоянно есть течение, и оно не зависит от дяди на плотине. Какие-то рыбы выдают свое присутствие всплесками. У берега цапли караулят провиант. Вечером, когда застегиваешь молнию в палатке, вокруг звучит симфонией целый оркестр всего живого, а утром тебя будит пение птиц. А рассветы и закаты — один краше другого вне зависимости от погоды...
В жизни все меняется, а река катит свои воды, как и много сотен лет назад, год от года повторяя извечный цикл жизни. Конечно, «хомо хапугиенс» с сетью или электроудочкой в руках вносит свое понимание «природного баланса». Но реки пока выживают и дарят нам много счастливых моментов. Мы ждем, что кто-то их защитит. Надеемся.
Прицел на джиггинг
Несмотря на полностью романтичный настрой, ловле мы уделяем достаточно времени. Традиционно главный акцент делаем на джиг, почитая этот метод более всего, только в данном случае ловим с берега с проводкой на снос. Можно, конечно, ловить и с лодки. Но, во-первых, я так и не ощутил каких-либо значимых преимуществ, поскольку перспективные места — у самых ног. А во-вторых ловля с лодки на реке, которую в узком месте можно покрыть хорошим спиннинговым забросом, вносит некий душевный дискомфорт. Ловля же с берега — камерна и более душевна. Да и «заболел» я ею давно.
Опыт старой гвардии
Будучи школьником, с огромным удовольствием наблюдал за филигранными действиями спиннингистов. Основной исповедуемый принцип — рыбу ищем под корягами. Снасть тех лет — мощный алюминиевый прут, «Невка» и леска 0,4-0,5. Гвоздь программы — достаточно узкая и увесистая колебалка, подбираемая по признаку «блесна не должна играть, она должна красиво тонуть». Слова «джиг», естественно, никто не называл. Самые опытные говорили «ступенчатая проводка». Особой игры приманки, никто не добивался, потому что стадия подмотки использовалась только для того, чтобы разогнать «железо» и подбросить вверх. Главное, чтобы блесна, погружаясь около коряги, рыскала из стороны в сторону. Оставалось только, чтобы под корягой «дежурили» судак, щука, сом или жерех. Расположение коряг на облавливаемых участках люди знали досконально. Вплоть до того, что, например, утренняя рыбалка могла закончиться вообще без единой потерянной блесны. Стоило мне стать на то же место, я засаживал несколько блесен подряд и удалялся практиковаться на чистые места, которые, разумеется, разномастные хищники жаловали не слишком.
Упорство вознаграждается
Азбука берегового джига не слишком проста. Но вот начала получаться обычная «ступенька», затем на помощь пришли современные снасти и опыт джига с лодки на водохранилище. Оставалось приноровиться к течению и корягам.
Почти очевидным есть признак, что зацепов меньше всего там, где к берегу подходит луг. Такие места могут быть интересны, если на дне все же имеются коряги, пусть даже немного. Там, где над водой нависают деревья, на дне покоятся ранее упавшие стволы. Это самые перспективные места, однако придется как следует изучить расположение топляков. В местах, где на берегу красуется массив деревьев, ловля чаще всего просто лишена смысла.
Количество цепы должно позволять вести джиговую ловлю. У меня существует некая внутренняя мера пригодности места для ловли. Если, начав рыбалку на незнакомом месте, удается провести приманку, не лишившись ее каждый второй раз, и потери в течение часа-двух ловли не превышают дюжины приманок, место можно разрабатывать дальше. Если внимательно анализировать зацепы, уже на второй день потери сократятся вдвое, а на третий могут совсем минимизироваться.
Непрерывные обрывы приманок, разумеется, могут «достать». Но относиться к этому следует философски — пока не оборвешь, не поймешь. Главное, делать полезные выводы из каждого обрыва — заметить, где препятствие, на какой стадии проводки приманка зашла в него и т. п. И тренироваться на предельно дешевых и минимально зацепистых оснастках. Твистеры и поролоновые рыбки изначально пришли в наш арсенал именно поэтому. Хотя почти сразу же стало понятно, что они по всем критериям являются оптимальными приманками для берегового джига.
Стройная талия
Узкое тело твистера и поролонки имеет низкую парусность. Отсюда вытекает сразу три очевидных преимущества. Эти приманки могут быть дальше заброшены, что существенно при ловле с берега. Они лучше чувствуются на «том конце шнура» — груз с легкой приманкой стучит более отчетливо. И к тому же их не так сильно сносит течением, как обычные виброхвосты.
Большинство рыболовов знакомы с этими достоинствами, остается лишь психологический фактор. Привыкнув извлекать судаков при помощи нарядного «Предатора», трудно поверить, что невзрачный силиконовый червяк, а тем более кусок мочалки, способны пробудить у нашего клыкастого друга не менее страстные чувства. В приманку нужно поверить, чтобы процесс не обернулся простым купанием снастей.
Для твистеров мы используем обычные джиг-головки с крючком из тонкой проволоки. Важно, чтобы она не была слишком мягкой, это может быть причиной сходов. Разгибать крючки удается редко, т. к. шнур, из соображений броска, чувствительности и меньшей парусности, приходится выбирать тонкий. Поролонки лучше оснастить двойниками №1, предварительно поджав жала крючков ближе друг к другу и подвернув чуть вовнутрь. Так приманка меньше цепляется за подводные неприятности, рыба же подсекается ничуть не хуже.
Где встречаемся?
Хищник и в первую очередь судак занимает глубинные позиции, когда солнце уже выкатилось из-за деревьев. Как правило, это глубокие (относительно данного водоема) места у обрывистого берега. Лучше, когда береговая линия вогнута и у берега образуется обратное течение.
В сумерках, на рассвете и закате с искомой рыбой скорее можно повстречаться на косах и перекатах. Поэтому время джиггита наступает после 6-ти утра. Праздник может длиться тем дольше, чем холоднее вода. В обычный год в июне, например, клев ослабевает к 9-ти утра.
По мере того, как восходит солнце, поклевки случаются в разных зонах. Рельеф в типичном месте ловли выглядит так: на полном вылете приманка ложится на среднюю глубину, затем идут повышение и бровочка, с которой твистер проваливается в прибрежную яму. Возле самого берега может быть еще одна резкая бровка. С самого утра поклевки чаще происходят на полном вылете, позже — при стягивании приманки с бровки в яму. Ловли в центре ямы, чаще всего, приходится избегать из-за непроходимых зацепов. А жаль, ведь именно здесь случаются редкие поклевки сома. Ближняя бровка также довольно часто усеяна корнями, но, когда есть возможность провести здесь приманку, ее может атаковать щука.
Не следует думать, что клевать будет непрерывно, чаще всего поклевки происходят с интервалом 20-30 минут, и удачными бывают не все. Дело в том, что хищник на течении больше движется, а если стоит, то за препятствием. Мы же совершаем методичные забросы, проводя приманку каждый раз почти по одинаковой траектории (если она нащупана между корчей), в надежде, что пути трофея и поролонки пересекутся. Или что твистер стукнется о дно совсем недалеко от коряги, за которой притаился хищник. Следует помнить: видимость в быстротекущих реках низкая, да и осязательное чувство хищников несколько притуплено из-за струи.
Настойчивость с лихвой окупается упорством взявшей рыбы. Сила сопротивления по ощущениям раза в два превышает потуги хилого столичного хищника. Кстати, поэтому и еще с точки зрения хорошего броска, лучшими для такой ловли мы считаем американские удилища лососевых серий длиной 2,6-2,7 м. Они обладают запасом прочности, достаточной гибкостью для длительного удержания рыбы на крючке, дают хорошие возможности маневра с рыбой. Интересно, что название одного из самых популярных точно описывает условия ловли — дикая река.
Косы в сумерках и летние старицы
Джиг — только одно из рыболовных удовольствий, которыми можно заняться на живой реке. Для тех, кто без насилия над собой просыпается затемно, до первых птиц, очень интересной может оказаться ловля в предрассветных сумерках на нижних участках кос. Особенно там, где оконечность косы уходит хребтом в реку, отсекая прибрежный участок со слабым течением. Здесь встречаются почти все речные хищники — щука, окунь, судак, жерех и сом. Ловить здесь лучше воблерами или джигом (твистерами на легких головках).
Когда восходит солнце, жерех, если он вообще присутствует в данном месте, именно здесь начинает свое патрулирование, проходя вдоль всей косы, врезаясь в стаи малька у берега и затем снова скатываясь вниз. Такие условия идеальны для ловли «на опережение», столь хорошо описанной г-м Кузьминым. Кстати, подключаться к разбою за мальком может и окунь.
Хотя за окунем проще отправиться в заливы и старицы. Здесь с помощью классической «третьей Аглии Лонг» или «гремящего Блю Фокса» можно добрать десяток-полтора некрупных, но сочных окуней для окончательного торжества за обедом под вкуснейшую уху.
А за ухой как следует перемыть косточки подводным обитателям рек, пожелав им, в конце концов, чистой воды и человека разумного.
С.Кваша