Осенние карпы
Приятно посидеть с удочками на ласковом весеннем солнышке. Здорово взять карпа на плавающую у самого берега корку теплой летней ночью. Но осенью карповая рыбалка вдруг приобретает какое-то новое измерение, ради которого стоит бросить все остальные дела.
В книге «Карп» нет подробного разбора отдельных сезонов, а тем более их привязки к астрономическому календарю. Но это не признак поверхностности, скорее наоборот. Имея опыт ловли в разных климатических условиях, я обнаружил, что обобщения делать очень трудно, а конкретика не всегда вписывалась в выбранную для той книги структуру.
Разумеется, на юге России осень наступает позже, чем в Подмосковье, и сама она там другая. В Австрии, где мне довелось очень много ловить карпа, осень, можно сказать, продолжается с октября по февраль, а затем сменяется весной. И, конечно, чем теплее климат, тем активнее всякая рыба, в том числе и карпы.
Но главное заключается в том, что снижение активности всегда и везде происходит постепенно, а не вдруг, и перемежается эпизодическими вспышками сильного клева. Очень просто написать, что при такой-то температуре воды карп зарывается в ил и залегает в спячку. Главное, это хорошее алиби для тех, кто не в состоянии карпа поймать. Гораздо труднее разобраться в действительном положении вещей, и помочь здесь может только анализ поведения карпов в конкретных водоемах. Удастся ли мне когда-либо перейти от него к подробным обобщениям? Кто знает.
В Подмосковье переломным месяцем является сентябрь, в Австрии октябрь. Многие сматывают удочки на зиму слишком рано, полагая, что с уходом лета кончается и клев, или принимая временное отсутствие клева за его окончательное прекращение.
В зависимости от погоды каждый год этот перелом наступает в разное время. Обычно его приносит какой-нибудь мерзкий циклон. Перед ним нередко бывает период самого лучшего в году клева, который многие рыболовы пропускают по незнанию или невнимательности. После него рыбалку уже можно считать осенней.
Это не значит, однако, что все летние правила в одночасье теряют силу. Осенняя рыба характеризуется последовательностью промежутков с более или менее активным клевом при обшей тенденции к его затуханию.
Нельзя сказать и того, что карпы осенью сидят на глубине. Я даже не имею сейчас в виду бабьего лета и других оттепелей. Нет, в холодную, мокрую, ветреную погоду мне удавалось обычно случайно вытаскивать карпов на самых мелких местах, однажды с 50 сантиметров. Что они там делали? Да мало ли чего? Зачем мы иногда торчим на улице в самое неподходящее время? Ко всему прочему, осеннее замирание жизни на отмелях происходит гораздо медленнее, чем принято считать.
Как сейчас вижу того карпа с полуметровой глубины. Он схватил предназначенную для окуня мормышку с червем, которую я зачем-то опустил с лодки, дрейфовавшей по обширной отмели по направлению к глубокому коряжнику. Кажется, мне просто надоело грести, и я решил немного отдохнуть.
На мое счастье, удилище было если не карповым, то все же достаточно серьезным (параболический «Specialist»), а леска 18-я «Мэджик Флекс» (тогда она еще была зеленой и входила в мой стандартный репертуар; нынешняя не имеет к той абсолютно никакого отношения).
Но чаше карпов можно все же найти теперь на средних глубинах. Именно найти, потому что с охлаждением воды они начинают ограничивать свои передвижения по водоему. Летом еще можно надеяться, что к насыпанной в произвольном месте прикормке рано или поздно кто-нибудь подойдет, хотя я принципиальный противник такого подхода (интересно, является ли кто его открытым сторонником? Но действуют так многие). Осенью же обнаружение карповых стоянок становится безусловно необходимым.
Опять же, конкретные водоемы трудно вписываются в общие правила. В мелком пруду единственным пристанищем для карпов может быть затопленное русло ручья возле дамбы больше им там просто некуда деться. Но, может быть, где-то на дне есть неизвестное вам углубление?
Вообще, значение исследования подводного рельефа трудно переоценить. Есть очень простой и быстрый способ получить представление о том, что делается под водой, оставаясь на берегу. Привяжите к концу лески вашей карповой удочки тяжелое грузило (какое позволяет удилище) и забрасывайте его по направлению различных ориентиров на противоположном берегу. Медленно подтягивая грузило по дну можно понять, какова структура дна, обнаружить неровности, коряги, траву. Кстати, это единственная ситуация в ловле карпа, когда я настоятельно рекомендую использовать плетеную леску, позволяющую гораздо лучше прочувствовать рельеф. Для более точного измерения глубины можно смонтировать грузило скользящим, а к концу лески привязать большой поплавок тоже элементарная и широко известная процедура.
В речных старицах типичные карповые «квартиры» - закоряженные ямы (как, впрочем, и в реках), просто коряжники и упавшие в воду большие деревья (при наличии достаточной глубины). Помню, раз я устроился возле такого дерева, и карпы пошли подряд. В другом случае мы вдвоем за несколько часов вытащили тридцать линей общим весом один пуд; поклевки следовали без перерыва у самой верхушки дерева и продолжались до темноты.
Согласно известному правилу, осенью по мере понижения температуры клев постепенно перемещается с утренних и вечерних часов к обеду. С позднего утра до послеполуденных часов, когда водоем несколько прогревается, должно быть больше всего шансов на успех. Не собираясь оспаривать этого правила в целом, замечу, однако же, что осенью и зимой я несколько раз очень удачно ловил карпов ночью. Правда, в достаточно глубоких водоемах. Принимая во внимание, что я не отношусь к большим энтузиастам осенне-зимнего ночного ужения, практикуя его эпизодически, можно считать это не случайностью. Тем более, что некоторые коллеги помоложе и поавантюристичнее занимаются такой ловлей регулярно и имеют успех.
В теории хорошо высидеть на правильном месте несколько суток подряд и определить периоды клева, которые в холодной воде бывают очень короткими иногда всего по пятнадцать минут. На практике же эго не только не всегда осуществимое, но и не слишком приятное занятие. Однако, если не остается ничего другого...
Бабье лето самая ласковая в году пора, казалось бы, специально создано для карпятника. Тепло, тихо, хорошо... Нос клевом все не так просто. На протяжении длительного времени он может вообще отсутствовать. Поэтому в самую сказочную погоду я предпочитаю просто побродить в красивом месте, особенно с ружьишком. Помню, в Красноярском крае 15 октября раз было плюс 25, солнышко, едва заметный ветерок, летела паутинка, и я ходил за косачами.
Опять же, как и в другие сезоны, настоящий жор тут может начаться за некоторое время до смены погоды. Все дело в том, чтобы его не пропустить.
С бабьим летом связана и история поимки моего личною рекордного карпа. Дело было девятого октября 1991 года на Рузском водохранилище под Москвой. Идиллическая погода стояла тогда уже несколько дней, причем седьмого и восьмого я просидел без поклевки. Таким образом, тот карп попался тоже ближе к концу «лета».
Вообще, как и в любое время года, осенью, кажется, предпочтительнее периоды устойчивой погоды, даже если она холодная и дождливая. Хуже всего, когда погода постоянно меняется, как это часто бывает в последние годы.
Больше всего оптимизма вселяет в меня западный ветер, а восточный - один пессимизм. Но пробовать стоит при любых условиях, когда есть свободное время (и когда его нет, тоже).
Осенью иногда выдаются странные, туманные, тихие и обычно теплые дни с совершенно феноменальным клевом. Знаете, эту историю: куда ни бросишь удочку, везде клюет, здоровенные щуки кидаются на первую попавшуюся «ложку», карпы берут, как уклейка. Я бы сказал, что это весьма похоже на пресловутые летние тихие дни с моросящим дождичком.
К сожалению, я не так часто сталкивался с этим явлением в общей сложности не более десятка раз - и не смог однозначно связать его с определенной метеорологической обстановкой. После длительной «осады» нескольких метеорологов мне удалось добиться кое-каких выводов, но пока что о точной формуле «странных дней» говорить рано.
Кстати, о тумане. Есть карпятники, считающие его фатальным для успеха. Мои наблюдения говорят скорее об обратном: в подавляющем большинстве случаев туман сопровождался клевом, часто очень хорошим.
Для осени (и зимы) характерны поклевки, которые мы условно называем «осторожными». Правильнее было бы сказать малозаметные. Карп берет насадку и стоит на месте, так что лишь чувствительный поплавок может его выдать. Однако же, осенью ловить нередко приходится в сильный ветер, в условиях плохой видимости, с дальними забросами, так что применение поплавка становится проблематичным, а то и вовсе невозможным.
Можно, конечно, подойти к этой проблеме с другого конца: вместо того, чтобы делать незаметные поклевки заметными, заставить карпа клевать «заметно».
Донные оснастки с тяжелыми фиксированными грузилами («Bolt Rigs»), давно уже ставшие стандартным репертуаром большинства карпятников в зарубежной Европе, приводят к самоподсечке карпа. Тут уж прозевать поклевку будет трудно.
Проблема в другом: при такой ловле совершенно незамеченными остаются поклевки, при которых крючок по какой-либо причине не зацепляется во рту у карпа, и другие признаки активности вокруг приманки (завихрения от хвостов и плавников карпов, касания лески). Отсутствие этих признаков обычно вызывает сомнения в правильности выбора места и вообще стратегии и тактики ловли.
При применении более чувствительных оснасток на значительном удалении от берега может иметь смысл использовать в качестве основной лески плетеную, которая обеспечит лучший контакт с приманкой, а ее отрицательные качества, главное из которых отсутствие растяжения при вываживании, свести к минимуму, поставив между нею и поводком двадцатиметровый кусок мононити. То есть у берега, в самой критической фазе, вываживание будет происходить уже на одной мононити. Получится оригинальный компромисс, который даже мне, убежденному противнику плетеных лесок, кажется интересным.
И еще об оснастках: придерживайтесь элементарных, проверенных схем, в которые вы верите. Сейчас не время экспериментировать.
Недавно я погрузился с головой в бумажную работу и выжал из своих рыболовных дневников следующий факт: большинство моих осенних карпов попались на бутерброд из половины выползка и нескольких кукурузных зерен. Разумеется, в значительной степени это отражает мое пристрастие к данной насадке, но не может не говорить и о ее достаточной эффективности. Она слишком велика, чтобы быть немедленно уничтоженной мелочью, но все-таки сильно подвержена нападениям всяческих незваных гостей, и есть водоемы, где от нее приходится отказываться именно по этой причине. К счастью, есть и такие, где ее не трогает никто, кроме карпа (и это вовсе не разводные пруды).
На втором месте идут бойлы. Видимо, это результат обильных уловов восьмидесятых годов, когда я интенсивно экспериментировал с этой новой тогда приманкой и даже осенью редко ловил на что-либо другое. В холодное время года я придерживаюсь смесей на основе молочных белков с добавками сладкой, фруктово-ягодной «направленности». То, что это не идет вразрез с традиционными английскими схемами, ничуть меня не смущает: не все классические правила ложны. Размер бойлов стандартный - 18 мм.
Перед забросом бойлы можно подержать пару минут в густом сладком сиропе с ароматизатором. В воде сироп размоется и может быть - поможет привлечь карпа. Люблю я окунать приманки и в мед.
О массированных прикормочных кампаниях осенью, как правило, не может быть и речи. Во многих случаях я ограничиваюсь точечной прикормкой, используя ту же приманку, которая потом идет на крючок. Раньше я пробовал применять для вывоза прикормки самодельную мини-лодку с электрическим моторчиком (сейчас такие можно встретить в магазинах; подержанный автомобиль стоит дешевле), но возня с ней довольно обременительна. Небольшое количество легкой приманки можно нанизать на растворимую леску или поместить в растворимый пакет и прикрепить к оснастке - если позволяет прочность удилища. Для заброса больших растворимых пакетов и специальных кормушек («Bait Rockets»; названием они обязаны своей форме, напоминающей ракету) необходимо отдельное, мощное удилище с оптимальной нагрузкой 4-5 фунтов. Специальные модели, называемые «Spot Rods», выпускаются некоторыми фирмами (например, «Big Bertha» фирмы «Century» на нем даже есть картинка Берты), но можно подобрать что-нибудь и самому из старья, укоротив его и сделав тем самым помощнее.
Чтобы «ракета» на самом деле не улетела за горизонт, привяжите к основной леске, намотанной на катушку (я предпочитаю 0,27), пятнадцатиметровый поводок 0,10, способный справиться с огромными нагрузками, возникающими при забросе кормушки. Связывая лески, обратите внимание на узел: он не должен ни за что зацепляться. Я пользуюсь узлом, изображенном на рисунке.
Стоит ли прикармливать в течение нескольких дней, или достаточно прикормки, брошенной перед ловлей? Постоянное прикармливание в летнем понимании теперь бессмысленно. Но регулярно подбрасывать немного приманки я считаю очень полезным, особенно в случае с бойлами, которые не могут быть съедены другой рыбой (ну, или вряд ли будут съедены ею, если вы настаиваете на точности). Это поддерживает у карпов интерес к приманке и к пище вообще. Я даже думаю, что это может их несколько расшевелить. Если у вас есть возможность часто посещать водоем, не для рыбалки, а для прикармливания (достаточно пятнадцати минут на берегу), обязательно воспользуйтесь моим советом.
Во время же самой ловли количество прикормки целесообразно свести к минимуму (если только речь не идет о периоде активного клева), чтобы карпы успели добраться до приманок на крючках.
Карповая рыбалка не обязательно прекращается с замерзанием водоема. Подледные карпы давно уже перестали быть сенсацией. Опять же, многое тут зависит от климата. Спору нет, чем севернее, тем меньше возможностей для ловли карпов из-подо льда. А в южных регионах России такая ловля практикуется очень широко. В Подмосковье мне известна лишь пара дюжин случаев поимки карпов из-подо льда стоячих водоемов, не имеющих «подогрева» в той или иной форме. Но сам я одно время очень успешно ловил в одном пруду, куда спускалась теплая вода от какой-то установки. Тогда это место было большим секретом, тщательно оберегаемым несколькими рыболовами, да и сегодня я не стану его называть, хотя оно потеряло свое значение.
Характерно, что сильно заросшие водоемы отключаются быстрее всего и хорошо работают подо льдом в редчайших случаях. Не очень перспективны и водоемы с совсем малочисленными популяциями карпов.
Во многих водоемах карпов может «расшевелить» сильная оттепель, поднятие уровня воды или даже просто какая-нибудь активность - катание на коньках, сверление лунок, интенсивная рыбалка, а на незамерзающих водоемах движение лодок. Во всяком случае, сказки о зимнем сне карпов давно потеряли свою актуальность. Карп не зарывается в ил с наступлением холодов, как любили писать раньше, во всяком случае не в буквальном смысле. Какое-то время он может неподвижно проводить на дне, и если дно илистое, то с большой натяжкой можно говорить о «карпах в иле». Но это бывает не всегда и не везде.
Ю.Баличев