Сколько сома в Хопре?
На Хопре, под Борисоглебском, в середине очень жаркого дня, сразу после прошедшего теплого дождя я случайно поймал сома.
Найдя идеальное, по моему разумению, место для стоянки щуки, я раз за разом проводил тяжелую донную блесну вдоль кромки водной растительности. Тут случился "мертвый" зацеп, я начал освобождать приманку и вдруг почувствовал такой рывок, какой был не под силу ни одной местной щуке. Снасть я взял достаточно крепкую и после не слишком долгой, хотя и тяжелой борьбы одержал победу. Можете себе представить, каково было мое изумление, когда я вытащил на песчаную отмель сома весом 12 кг!
..., наверное, ни о какой другой пресноводной рыбе не написано столько, сколько о соме. Его похожая на сплющенное ведро голова с маленькими глазками и огромной пастью может напугать кого угодно. Молва приписывает ему невероятную силу и хищность: перевернутые лодки, проглоченные утки, гуси, собаки, бобры, порванные крепчайшие снасти - несть числа "подвигам" этого владыки преснных вод. Многие думают, что все это окончательно ушло в область преданий, поскольку в наших краях рыболовы обычно довольствуются 1-2-килограммовым сомиком в качестве попутного улова. Даже если кое-где и водятся еще настоящие сомы, поймать такого трудно: ловится он, как правило, в короткое теплое время года, по ночам. Для охоты на него нужна специальная снасть, особые знания и навыки, во многом утраченные и малоизвестные нынешнему поколению рыболовов.
Но я верю, что не перевелись в реках средней полосы настоящие сомы. И эта вера поддерживается во мне не только рассказами деда, который десятки лет занимался промысловым ловом, будучи одновременно страстным любителем рыбной ловли на удочку. Мне лично довелось участвовать в поимке сома-гиганта в одном из притоков Дона - Бузулуке, где и поныне иногда ловят усатых разбойников весом в несколько десятков килограммов. В былые же времена Хопер и Ворона вообще считались обиталищем крупных сомов.
Почти все верховье Хопра и сегодня привлекает рыболовов. Вода здесь чистая, рыба водится всякая. А случившееся несколько лет назад в этих местах иначе как тотальным нашествием сомов и назвать-то нельзя.
...Стоял июнь, погода была - пекло, рыба не клевала совсем. Даже сети местных браконьеров оставались пустыми. Не брала щука, не бил, как обычно, жерех, живца - и то трудно было поймать: безветрие, духота, жара загнали рыбу на дно.
Возвращаясь в очередной раз с неудачной рыбалки, я встретил двоих местных с богатым уловом, который состоял из одних только сомов весом от 2 до 5 кг.
- Где, когда, на что? -не мог удержаться я от вопросов.
Выяснилось, что и для местных любителей рыбалки полное отсутствие клева в июне было загадкой - большинство из них возвращались с рыбалки ни с чем. Но нашелся из них один, который, испробовав все виды местной наживки, решил поставить в качестве приманки личинку колорадского жука, непомерно в то время расплодившегося.
Личинка жука представляет собой ярко-красную горошину с черными крапинками и красной мякотью внутри. Ни одна рыба ее не берет, но для сома это такое лакомство!
На эту красную капельку можно было ловить и вполводы, и со дна, и в проводку, и среди коряг, и на песчаной отмели. Крючок мог быть любого размера, так же, как и толщина лески, - главное, чтобы на крючке светилась красная горошина. Заранее предугадать, какого размера окажется добыча, было невозможно: на крючок №14 с гирляндой красных капель можно было поймать полукилограммового соменка, и наоборот, на крючок №4 с одной личинкой садился "усатик" весом 5-6 кг.
Интерес к такой ловле, конечно, был большой. Сначала. Но по мере того, как таяла надежда вытащить из воды еще что-нибудь, кроме сома, стало немного скучно от такого однообразия.
Происходящее трудно было объяснить. Может быть, нашествие сомов связано с их локальным демографическим взрывом? А может быть, оно было предостережением против бездумного "освоения" бассейна Дона?
Давно ли щука, окунь, налим считались у нас сорной рыбой, а появление крупного сома в реке воспринималось как несчастье, доставлявшее массу хлопот, - он в клочья рвал невода, сети, оставляя рыбаков без добычи? Ведь еще отцы наши помнят, что вода в Дону и его притоках была прозрачна и чиста, Азовское море было огромным нерестилищем, а не гигантским отстойником. В Дону, Хопре, Бузулуке, Медведице вылавливались тысячи тонн красной рыбы и леща...
Но прошло время, и многие реки в нашем черноземном крае оказались загрязнены, некоторые превратились в сточные канавы. Большие площади плодородных земель превратились в дно гигантских рукотворных морей-отстойников.
Увеличение водного зеркала не спасло от исчезновения многие малые реки и озера, а рыбу - от уничтожения. А ведь сколько создавалось организаций, охраняющих поля, леса, воды и все живущее в них...
Небезгрешны и мы, рыболовы. Браконьерство процветает повсеместно и ранней весной, и летом, и поздней осенью. Десятки лет назад, казалось, никто не охранял леса и воды и всех их обитателей, никто не считал, сколько выловлено рыбы, но каждый человек, который хотя бы косвенно был связан с жизнью реки и леса, знал, сколько надо ловить и когда ловить.
Но я верю, разум восторжествует. Ведь вспомнили про Великие озера в Америке, вспомнили про Темзу в Англии и Рейн в Германии: погубленные было озера и реки снова стали средой обитания живого...
Хочется надеяться, что и у нас в реках Донского бассейна вновь появятся красная рыба и сомы-гиганты, в клочья рвущие расставленные сети...
Н.Васильев г.Воронеж