Угорь - странный иностранец
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Угорь - странный иностранец

Угорь - самая необычная для внутренней России рыба как по внешнему виду, так и по образу жизни. Последнее время о нем немало пишут и в переводных, и в наших рыболовных изданиях, однако, как был угорь во многом загадкой для нас, так и остается. Может, рыболовам это не очень заметно, а нам - подводным охотникам - еще как.

Известно, как угорь оказался в подмосковных водоемах.

В разные до-перестроечные годы Главрыбвод закупал во Франции и Англии стекловидные личинки этой рыбы и выпускал в водохранилища. Последний раз, в 1995 году, около миллиона личинок было выпущено в Озернинское водохранилище. Поэтому, в отличие от можайских или рузских угрей, которые все выросли приблизительно до одного размера в 1,2-2,0 кг, среди озернинских кроме таких же крупных попадаются и 300-граммовые экземпляры. И это понятно. Но вот как в наши дни в реке Москве - а мы тому свидетели - оказался угорек размером меньше карандаша? Ведь нерестится угорь по данным ученых только в Саргаcсовом море?

Далее. По наблюдениям натуралистов, эта рыба становится половозрелой за 7-8 лет. В таком возрасте она начинает миграцию к своей исторической колыбели, чтобы отнереститься. Но в наших водохранилищах в большинстве своем угри намного старше. Почему же они не пытаются уйти в Балтику и далее, к берегам Америки? По многочисленным наблюдениям, они умеют преодолевать по росе даже участки суши, если это необходимо. Однако за четверть века охоты на угрей ни я, никто-то из моих многочисленных коллег по спорту ни разу не застали их за таким занятием.

Есть и другие удивительные особенности у этого иностранца. У добытых нами зимой и весной рыб желудки были пусты - в это время угорь не питается. Но в начале лета он все равно жирный, да еще какой! И потом. Как ему удается накопить столько жира, если и летом, и осенью его относительно маленький желудок, как правило, пуст? В памяти остался только один случай, когда желудки добытых нами угрей были полны пиявок.

В повседневной жизни мы привыкли к тому, что силу определяет не жир, а мышцы.

Угорь при жирности до 23% состоит будто из одних только мускулов. Летом, когда угри наиболее активны, с ними следует обращаться осторожно. Во-первых, они кусаются и даже очень чувствительно, оставляя следы своих мелких, но острых зубов. Во-вторых, ваши пальцы могут быть серьезно травмированы, если окажутся между угрем и наконечником или стрелой. Один раз перчатка зацепилась за наконечник, и угорь, в данном случае не прижимая, а оттесняя мою руку от стрелы, медленно, с неприятным треском разорвал новую техническую перчатку. Я бы этого сделать не смог.

В середине лета на Можайском водохранилище я наблюдал как-то совершенно необъяснимое поведение угрей. На глубине трех метров, над корнями подводного пня, висел клубок угрей. Скорее даже не клубок, а довольно рыхлое шарообразное переплетение 5 или 6 крупных рыб. При моем приближении они быстро расплелись и поплыли в разные стороны. Зачем они образовали такое переплетение - еще один безответный пока вопрос.

С другой стороны, угорь своим поведением и образом жизни во многом похож на некоторых привычных нам "российских" рыб. Он, как и сом, ночной хищник. Днем прячется в норах, которые ему специально мастерить не надо: он просто уходит головой в мягкий ил. А выходить из ила может и хвостом вперед. Торчащая из ила мордочка - обычное состояние угрей днем. Также очень по душе им прятаться под корнями подводных пней и под слоем лежащей на дне травы. Стреляли мы угрей, висящих на подводных ветках прибрежных кустов. А прошлым летом открыли новый метод охоты на них. Там, где глубина 2-3 метра, и трава доходит до поверхности, мы ныряли на дно и смотрели вверх: на светлом фоне забравшиеся в эти дебри угри хорошо видны.

Тело угря покрыто толстым слоем слизи. Слизь, змеиная изворотливость, круглое тело и недюжинная сила не оставляют никаких шансов на успех охотнику или рыболову, желающему удержать эту рыбу в руках. Если она сорвалась, нечего пытаться хватать ее руками, спасая добычу, - бесполезно. Старейший московский подводный охотник Л.Логвинов однажды в такой ситуации не нашел ничего лучше, как схватить угря зубами. Бросил ружье, на карачках выбрался на берег и в зубах вынес добычу. Потом долго отплевывался от забившей рот слизи, но угря взял!

В.Виноградов

Спиннинг под воблеры

До поры до времени мы как-то не очень озадачивались проблемой специализации спиннинговых удилищ. И без того было достаточно очевидно, что длинные спиннинги больше подходят для береговой ловли, короткие - для...

Лещ в предзимье: факторы клёва

Наступление холодов вносит значительные коррективы в поведение рыбы. В ноябре наиболее показательно поведение леща, поймать которого по холодной воде не так просто. Вслед за рыбой рыболовы тоже вынуждены менять свои...

Последний лед - самый последний

Наверное, понятию «последний лед» каждый найдет свою трактовку, подчеркнув какие-то его характерные черты, но в одном многие будут согласны: это очень необычный период рыболовной жизни, время грандиозных надежд и таких...

Пятнистый скат

Пятнистый скат — Bathyraja maculata Ishiyama et Ishihara, 1977. Whiteblotched skate (англ.).

Бёрш

Бёрш — Stizostedion volgense (Gmelin, 1789) Пiдсула, пiдсулок, берш (укр.); Volga zander (англ.); sandre du Volga (фр.); Eiszander (нем.).

Осенние мотивы

Согласно расхожему утверждению, год на год не приходится. Ни один сезон, будь то зима, весна или лето, не повторяет с точностью прошлогодний и не повторится на следующий год. Что уж...