Тюнинг лодок из ПВХ
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Тюнинг лодок из ПВХ

Тюнинг лодок из ПВХ

Тема тюнинга лодок из ПВХ, думаю, практически неисчерпаема, потому как каждый год появляются какие-то новые материалы и разработки. Не сидят без дела и производители надувных лодок, да и умельцами-самодельщиками всегда славилась земля русская.

Кто-то, как пользователь, рыбак или просто любитель быстрой езды по воде уже прошёл самостоятельно большую часть пути в доведении лодки до желаемого вида, а кто-то, лишь совсем недавно став судовладельцем, только начинает задумываться о том, как сделать лодку пригодной для своих целей и удобной для себя любимого. Мне очень нравится сравнение «как любимые домашние тапочки».

Это, конечно же, шутка, ведь любое судно - это, во-первых, транспортное средство, а во-вторых, средство, передвигающееся по воде, которая в свою очередь может являться совсем не дружественной для человека стихией. Поэтому все «хотелки» и пожелания судовладельца должны очень чётко вписываться в границы разумного. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы тюнинг даже минимально снижал уровень безопасности судна - наоборот, он должен увеличивать и безопасность, и комфорт при плавании.

В этой статье я не стану подробно обрисовывать все технические аспекты, которые могут быть внедрены, или, как сейчас модно говорить, инсталлированы, в корпус, а лишь обозначу основные направления тюнинга ПВХ-лодки. Он может быть проведён либо силами специалистов сервис-центров, либо, если есть навыки работы с ПВХ и клеевыми составами, то и самостоятельно.

ПВХ-лодка, выходя из сборочного цеха, имеет всё для того, чтобы сейчас же отправиться в плавание. Но так как производитель не знает, в каких условиях будут проходить навигации, то в стоковом варианте всё предусмотреть невозможно, и поэтому лодка имеет минимум оснащения, который оговорён в технической документации на изделие. Остальное уже зависит от владельца или пользователя.

Корпус ПВХ-лодки. Защита днища

В деле «доведения» ПВХ-лодки под конкретные задачи хочу выделить несколько направлений. Начнём непосредственно с корпуса.

Итак, днище, его наружная часть и баллоны снаружи. В стоке с внешней стороны днище имеет лишь кильгард - ПВХ-профиль, проходящий по килевой части судна. Это и защита, и в некоторой степени стабилизатор курсовой устойчивости.

В зависимости от того, где и как будет эксплуатироваться этот корпус, на него могут быть нанесены различные усиления в виде профильных лент из литого ПВХ или наклеек дополнительных слоёв ткани или нанесены всевозможные дополнительные полимерные покрытия, выполняющие функции своеобразного бронирования поверхности днища.

Такие усиления полностью оправданы, если лодка будет ходить по мелководным рекам с каменистым дном, часто вытаскиваться на берег и какое-то время храниться частично вытащенной на песчаном пляже. А также если она будет грузиться на лодочный трейлер-прицеп и перевозиться на нём. Для каждого из перечисленных случаев производители предлагают свой вариант защиты, от банальной полной «закатки» днища профильными лентами до приклейки лент именно по тем элементам, по тем направлениям, которые будут активно взаимодействовать с природным абразивом или с ложементами прицепа. Проводя подобную работу, нужно иметь в виду следующее.

Любая защита должна быть адекватна возможной проблеме, не стоит делать её чрезмерной - в этом случае судно может получиться излишне тяжёлым, что негативно скажется на динамических качествах и, как следствие, экономичности. Кроме того, любое усиление уже не даст так же компактно сложить лодку, как было раньше. Особенно если придётся делать это при температуре 0°С и ниже.

К примеру, если владельцу важна скорость при наименьшей полезной нагрузке судна, то после консультации со специалистами-разработчиками на лодке могут быть установлены продольные реданы.

Если относительно лёгкая лодка, скажем, лодка с надувным дном низкого давления, эксплуатируется под мотором максимально разрешённой мощности и при этом на борту лишь один шкипер, то совершенно не лишним будет установка пары плавничков на задней части баллонов. Такие устройства также целесообразно ставить после консультаций с производителем.

Условия хранения лодки в навигацию могут быть совершенно разными. И совершенно оправданным будет дополнительное усиление баллона по уровню привального «бруса», если лодка проводит большую часть навигации на воде, будучи пришвартованной у бетонного или даже деревянного причала.

А если лодка планируется как некая база для дайверов, то очень даже нормальным будет установка леерного ограждения на рымах из ПВХ максимально по всему борту, даже включая носовую часть баллона. Для поднятия на борт, кстати, уместны будут трапы: если для того чтобы забраться по верёвочной лестнице, нужны сноровка и навык, то по откидному металлическому трапу на борт поднимется любой.

Полезное пространство кокпита

Теперь посмотрим, что полезного может быть в кокпите. Это пространство, на мой взгляд, самое ёмкое по приложению головы и рук.

Во-первых, это всевозможные виды усилений внутри «шкуры» лодки и защит от негативного воздействия её жестких элементов - стрингеров, элементов пайола. И во-вторых, всевозможные вставки в кормовой части, препятствующие деформированию кормовой притранцевой зоны днищевой ткани. Чтобы при взгляде снаружи не было ни бугров, ни провалов перед транцем. Ну и в-третьих, а это может потребоваться для небольших, плоскодонных корпусов, установка кильсона в различных вариантах. В условиях мастерской это может быть и надувной элемент различной длины, а «самоделкины» иногда для его изготовления применяют и различные пластиковые трубы подходящего диаметра, подгоняя их форму при помощи нагрева.

Да и изменение пайола, в частности дополнение или даже замена на более толстую фанеру, в некоторых случаях может быть вполне уместно. Включая обрамление алюминиевым спецпрофилем и установку цельных или составных стрингеров.

Далеко не все производители комплектуют свои лодки ручкой шкипера. Это, безусловно, необходимый элемент в лодке. Здесь нужно учесть, что не все управляют мотором левой рукой и сидят на правом борту. Некоторым это не удобно, потому как они рулят правой рукой, и ручка, соответственно, должна быть приклеена на левый баллон.

Также возможны варианты подобных устройств для удержания и другим членам экипажа, если в пределах досягаемости нет рейлинга из плетёного шнура.

Посадочные места

Особо много вариантов оборудования есть у посадочного места шкипера, учитывая, что при ловле троллингом приходится проводить в сидячем положении многие часы. И штатная банка для этого далеко не самое удобное приспособление.

Существует много вариантов различных кресел, как монолитных, так и складных, которые можно установить поверх штатной банки. Причём подобная установка может быть и поворотной при помощи специальной платформы, и жёсткой. Если при этом заменить штатную банку на более широкую и установить вместо одной накладки ликпаза две, то тем самым заметно снизятся углы отклонения кресла, что добавит комфорта и устойчивости всей конструкции в целом.

Разработаны конструкции различных вариантов подиумов (подставок) под кресло шкипера, которые могут размещаться и на баллоне с опорой на пайол, и на пайоле, в том числе и в распор баллонов. Такие варианты кресел могут быть установлены также в носовой части для второго члена экипажа.

Очень функционально, особенно в небольших лодках, смотрятся подобные конструкции, если место под таким креслом в корме занято рундуком или бензобаком. Причём уже продумано и крепление бензобака к пайолу, что позволяет при ходе даже в шторм не очень беспокоиться о его местонахождении - крепёжная стропа всё надёжно фиксирует.

Страховка мотора

Следующий элемент тюнинга, который, на мой взгляд, должен обязательно присутствовать в лодке - приспособление для страховки мотора от случайного падения за борт. Для этого подойдут и различные скобы, установленные на внутренней стороне транца, или рым-болты - с наружной. Рым-болты в этом случае могут быть совмещены с пластиковыми или металлическими стаканами внутри кокпита, в которых может быть определено и место спиннингам или подсачеку, а в ночное время - круговому белому огню.

На транце могут быть установлены откидные или съёмные шасси. С ними может быть сагрегатирована и штанга от датчика эхолота.

Если в лодке используются штатные банки, то шкиперу и экипажу значительно удобнее будет сидеть, если на них установлены мягкие накладки. Накладки могут иметь и специальные герметичные сумки, которые устанавливаются под банки на молнии.

Говоря о размещении груза на борту судна, можно отметить, что для этого подойдут различные варианты носовых герметичных сумок. Багаж в носу может быть размещен и под специальной «резиной» сеткой, крепящееся на специальные рымы на внутренней стороне баллона.

Также на внутренней стороне баллона при помощи «липучек» Velcro могут размещаться небольшие гермы для мелочевки.

Тубусы со спиннингами или небольшие цилиндрические гермы с вещами с небольшой дополнительной подстраховкой, если предстоит длительный поход, вполне могут быть размещены на внешнем леерном ограждении. Это будет своеобразной дополнительной защитой от волн и брызг.

А на самых больших моделях лодок в линейке производителя, особенно, если лодка в собранном виде перевозится на трейлере, может быть установлено и дистанционное управление мотором. Это вполне оправдано, если мотор имеет электрозапуск и трим. В комплект «дистанции» обычно входят различные виды консолей для размещения рулевой машинки и штурвала, а также тахометра от мотора. Такая консоль может быть установлена и на пайол, и на баллон.

Для лодки, которая «затачивается» для плавания по большим акваториям, по моему мнению, обязательным атрибутом будет носовой тент-обтекатель, причём вне зависимости от размеров лодки. Если на лодке будут предприниматься выезды на природу с ночёвкой, то без полного тента, закрывающего весь кокпит, путешествие не будет достаточно комфортным. Варианты подобных тентов могут быть также совершенно разными.

Для любителей троллинга удачной инсталляцией будет тарга, сопряжённая с носовым тентом. В несколько упрощённом виде под троллинг отлично подходят и стаканы, размещённые под разными углами в универсальных крепёжных блоках (УКБ). Точно такие же УКБ, закреплённые на ликтросе, могут стать отличной подставкой и под различные навигационные приборы.

Народными умельцами разработаны различные варианты держателей для всевозможных удочек, донок-фидеров. В том числе и достаточно сложные в техническом плане варианты исполнения.

В лодке, конечно же, приятнее находиться в какой-то лёгкой обуви, а летом, может быть, и босиком. Подобную возможность даёт дополнительное покрытие на пайол, которое может быть выполнено из различных синтетических материалов.

Впереди длинная зима и ещё есть достаточно времени, чтобы продумать тюнинг своей лодки, посоветоваться со специалистами и заняться этой работой самому или поручить мастерам из сервис-центра. А следующий сезон открывать уже на своей новой, доработанной по последнему слову техники лодке.

В.Колгин

Вращающиеся приманки. Основы

Автомобильная промышленность разных стран выпускает огромное количество моделей машин. В этом разнообразии каждый желающий может попытаться найти для себя тот авто, который в большей степени соответствует его требованиям. Но что...

Копчение щуки и окуня

Сейчас наступило то самое время, когда поймать щуку, пусть мелкую, может любой желающий. Для этого нужно взять плавающий воблер, забрести до кромки травы и ловить некрупных щурят. Если воблер будет...

Ловля донкой на течении

Когда слышишь о ловле донкой в реке с течением, на ум в первую очередь приходят тяжеленные грузила. Тяжеленные они для того, чтобы их не сносило водой. По той же причине...

Выбор троллингового мотора. Коротко – о главном

Троллинговый мотор революционным образом изменил древнейшее искусство рыбной ловли. Эти моторы позволяют почти бесшумно и неторопливо выйти к месту лова или двигаться вдоль берега или зарослей, точно следуя вдоль самой...

Троллинг. Из первых уст

Троллинг - интереснейший и перспективный способ ловли хищника. Многие считают такой способ ловли рыбалкой для лентяев. Но хочется не согласиться с таким мнением. При этом способе ловли у вас нет...

Большеголовая сардинелла

Большеголовая сардинелла — Sardinella longiceps Valenciennes, 1847. Жирная индийская сардинелла; Indian oil sardinella (англ.); sardinelle indienne (фр.); Grosskopfsardine (нем.); sardinela aceitera (исп.)