Зимняя ловля на быстрой реке
Когда после морозов толщина льда становится большой, на водоемах со слабой проточностью или совсем без течения, в отсутствии хотя бы кратковременных поступлений талых вод, кислородный режим заметно ухудшается, что снижает кормовую активность крупной рыбы, да и мелочь начинает клевать довольно вяло, причем только на сверхтонкие снасти, которыми в сильные холода ловить со льда сложно и хлопотно. Тогда рыболовы, обладающие определенными навыками и подробным знанием мест предстоящей рыбалки, перебираются на реки с быстрым течением, где рыба почти весь зимний сезон достаточно активна и где прочность льда не вызывает сомнений.
Зимняя ловля рыбы со льда на больших или малых реках с сильным течением весьма своеобразна, а результаты ее - подчас неожиданны и непредсказуемы. Все это идет от того, что на таких водоемах всякая рыба почти круглый год питается преимущественно естественным, животным кормом, ассортимент которого от места к месту и от сезона к сезону очень разнится. К примеру, на Оке в районе Серпухова, где дно каменистое, рыба благосклонно реагирует на мормыша на крючке удочки, а также на ручейника и личинку стрекозы, если их удается добыть. Что касается мормыша, то его сейчас завозят с Урала и продают в некоторых зоомагазинах. На другом участке реки, в районе Каширы, где течение слабее, а на дне имеются илистые отложения, универсальной наживкой служит крупный мотыль, причем желателен самого темного цвета. Хорошо бы попробовать личинку подёнки, но ее, видимо, следует заготавливать с осени, да еще умудриться сохранить.
Такая тяга рыбы к «скоромному» диктуется большими энергозатратами при жизни на течении, поэтому данное обстоятельство почти совсем отметает возможность улучшения клева или концентрации рыбы в месте ловли с помощью прикормки - «дикая» рыба, в отличие от водохранилищ, быстро покидает место, где на дне в большом количестве появляется что-то чужеродное и, главное, с «неместным» запахом.
Основное, что предопределяет успех зимней ловли на быстрой реке - поиск участков естественного скопления рыбы, а это обусловлено наличием там достаточного количества корма, состоящего из всевозможных мелких водных организмов. Такие кормовые площадки на дне реки образуются на тех участках, где есть ярко выраженные особенности рельефа в виде бугров, глубоких канав, крутых бровок, резких изгибов русла и т.п., что создает тут заметное изменение силы и направления течения, а это в свою очередь приводит к осаждению и накоплению в данном локальном месте различного мусора, служащего хорошим укрытием мелкой живности.
Что касается качества снасти, то оно менее всего сказывается на частоте поклевок и результатах ловли на сильном течении. Обычно это довольно грубые оснастки с тяжелым донным грузилом и расположенным выше или выходящим прямо из грузила длинным поводком с мормышкой на конце. Чаще всего какое-то влияние оказывают длина поводка и высота его установки относительно грузила - эти параметры приходится постоянно подбирать, делая точку крепления поводка к основной леске скользящей.
Однако в последние годы при ловле на сильном или среднем течении рыболовы все более отходят от пассивного «высиживания» рыбы с рассмотренной выше тяжелой снастью, а чаще склоняются к активным способам рыбалки. Тут есть два варианта, кроме еще блеснения хищника. Первым способом, наверное, следует признать ловлю на мормышку, размером и весом соответствующую силе течения и глубине в конкретном месте на реке. Поэтому нужно иметь несколько удочек, заранее оснащенных под разные условия рыбалки, потому что большего количества поклевок удается добиться лишь в том случае, если применяется предельно легкая приманка, которую, прежде чем она достигнет дна, будет даже сносить от лунки на метр-другой вниз по течению. На крупную мормышку белая рыба берет редко, разве что иногда может случиться хватка леща или голавля. Обычно на эту приманку ловят окуня, берша, судака, применяя активную игру, а в качестве наживки используя мотыля, червя, малька или хвостик белой рыбки. Нередко на мормышку случаются хватки налима, особенно в период его посленерестового жора.
Наиболее эффективным способом ловли на течении именно белой рыбы, безусловно, является так называемая донная проводка, где применяется снасть на основе зимнего удильника с кивком, упругость которого соответствует силе потока и весу оснастки. Кивок здесь служит не только сигнализатором поклевки, но и тем элементом оснастки, с помощью которого осуществляется сама проводка. Оснастка монтируется на предельно тонкой леске (обычно 0,1-0,12 мм), на конце которой крепится с помощью застежки сферическое грузило - вес его подбирается таким, чтобы оно уверенно достигало дна в месте ловли, но легко смещалось бы вниз по течению при мягкой потяжке лески вверх всего лишь за счет упругости кивка. Таким методом умелый рыболов без «потери дна» может загнать грузик вниз по течению на расстояние до четырех метров, расширяя зону ловли. Выше грузила, примерно в 10 см, ставится поводок с мелким крючком под мотыля - длина его, обычно составляющая от 20 см до 1 метра и даже больше, в значительной степени определяется не только условиями в месте ловли, но и активностью рыбы. Как правило, чем сильнее течение и ниже активность рыбы, тем длиннее нужен поводок. Даже от количества мотыля на крючке может сильно зависеть клев: среди зимы уверенной поклевки густеры, белоглазки или подлещика чаще удается добиться, наживляя единственную, но качественную личинку. Среди рыболовов этот способ ловли речной рыбы обычно называется «катать шарик».
А.Маилков