За весенней маринкой
Этой весной, как никогда раньше, капризы континентального климата нарушили обычное течение жизни среднеазиатской природы. И действительно: в короткие сроки температура от минус 25 перескочила сразу за плюс 25! Такие перепады чувствуются не только на суше, но и под водой - все закономерности весеннего поведения многих рыб нарушились. Наши рыболовы уже почти месяц пытаются понять, куда делась рыба, почему не клюет и когда уже начнется обильная весенняя рыбалка.
Среди рыболовного народа началось брожение. Одни в поисках рыбы двинулись в степи, другие - в горы, мне же в голову пришла мысль попробовать половить маринок в городских водоемах. Благо узбекскую столицу пересекает не менее двух десятков речушек и каналов, и в каждом из этих водоемов водится маринка.
Есть несколько причин, по которым местные рыболовы мало обращают внимания на весеннюю маринку. Во-первых, ловлю этой рыбы многие недолюбливают, а многие ее просто не умеют ловить. Во-вторых, маринка весьма капризна в отношении приманок, клев ее часто подвержен непредвиденным колебаниям - то густо, то пусто. В-третьих, весной обычно неплохо клюют рыбы равнинных водоемов, и все заняты именно их ловлей.
Главное в ловле весенней маринки - терпение и «правильная» приманка. Терпение нужно по той причине, что в неглубоких городских каналах, где вода прогревается быстрее и где скорее можно надеяться на поклевку этой рыбы, лучшим способом ее ловли является проводка. Занятие это утомительно и для физически крепкого рыболова - ведь маринка держится на весьма быстром течении, и иногда на одну поклевку даже мелкой рыбешки приходится несколько десятков проводок приманки. Что касается приманки, то как раз весной, до начала заметного прогрева воды, даже солидная маринка вполне благосклонно относится к обыкновенному красному червю, а еще лучше - к небольшому пучку мелких подвижных червячков.
Один из первых выходов я совершил на протекающий неподалеку от моего дома канал Карасу. Дословный перевод названия канала - «Черная вода». Я не особый знаток правил словообразования в узбекском языке, но, по-моему, это название говорит не о цвете воды, а о ее мутности. Из-за глинистых берегов вода в этой речушке всегда мутновата, а в своем нынешнем весеннем состоянии она полностью подтвердила свое название: меня встретил быстрый мутный поток коричнево-бурого цвета. Честно говоря, я даже не решился забросить приманку в эту глинисто-водяную смесь, а направился к устью впадающего в Карасу небольшого прозрачного арыка. Вода в нем была заметно теплее, а течение медленнее, чем в основном русле.
Первые же забросы оказались успешными: червячком соблазнилось несколько маринок пескаре-вого размера, пара гамбузий и около десятка гольцов, пожалуй, покрупнее, чем пойманные маринки. Ловля вполне нормальная и даже веселая из-за частых поклевок, но хотелось чего-то большего, чем просто ловить эту вездесущую мелочь.
Краем глаза замечаю, что метрах в двадцати ниже места впадения арыка, там, где изначально планировал ловить я, располагается с удочками еще один рыболов. Мутная вода, видно, его не смутила, и он забросил насадку прямо в быстрый поток. С интересом наблюдаю, как манипулирует снастью мой сосед, перебрасывая ее каждые 20-30 секунд. И вдруг резкий рывок удилищем - подсечка! Удилище в дугу, и через несколько секунд счастливчик извлекает из воды маринку весом граммов 300-400.
Я оставил свои снасти и пошел познакомиться с соседом поближе. Оказалось, что на это место он приходит по вечерам через день, ловит на обыкновенного червя, причем приличного размера. Пока вода была холодной и относительно прозрачной, поклевки были редки, но как только из-за тепла горный снег начал таять, а вода в канале помутнела и поднялась, поклевки стали чаще, причем попадаются более крупные рыбы. И действительно, до темноты удачливый рыболов извлек из мутного потока еще четырех маринок весом за 300 граммов каждая.
На следующую вечернюю зорьку я опять наведался на это же место - и вернулся домой с двумя увесистыми рыбинами.
Если ловится в одном мелком канале, значит, должно ловиться и в других. В этом отношении интересным является ташкентский канал Салар. В отличие от Карасу вода в нем практически всегда прозрачна, заметно меняется только ее уровень.
По прибытии вечером на одно из популярных мест близ центра города я обнаружил там нескольких любителей-мариночников, активно манипулирующих снастями. Пока что никто из них особыми успехами похвастаться не мог, хотя все говорили, что после весеннего поднятия воды в канале активность маринок возросла и кое-кому из наиболее удачливых попадались даже килограммовые экземпляры.
Однако на этот раз солидные экземпляры не спешили попадаться на приманки рыболовов, хотя некоторые из них ловили не только на тривиальных червей, но и на опарышей - насадку, к которой маринка питает особое расположение. Изредка ловились, конечно, некрупные рыбешки, но это было не то, на что надеялось большинство удильщиков.
Вскоре погода начала портиться, налетел шквальный ветер и навеял тучек, обещавших обильный весенний дождь. Кое-кто из рыболовов засобирался даже домой, но тут началось настоящее рыбное представление: вода буквально закипела от многочисленных маринок, хватавших что-то с поверхности воды. Этим «что-то» оказались семена карагачей, росших на берегу прямо у воды. Ветер буквально горстями срывал эти семена, удивительно похожие на небольших мотыльков. И почти все эти мнимые мотыльки, упавшие в воду, становились добычей маринок.
Первой сориентировалась пожилая женщина с удочкой, непонятно как попавшая в эту чисто мужскую компанию. Она сдвинула поплавок прямо к грузилу и забросила червяка в узкую струю между космами водорослей, где всплески маринок были особенно частыми. Поклевка последовала мгновенно, экземпляр попался очень даже неплохой. Еще несколько проводок - и еще несколько маринок. Зашевелились и пришедшие в себя мужики, и те из них, кто быстро перестроил снасть по описанному выше образцу, тоже оказались с неплохим уловом. Но вскоре начало темнеть, ветер стих и поклевки прекратились.
Когда установилась устойчивая теплая погода, появился смысл проверить и более глубокие и солидные водоемы, например, протекающий по центру города канал Анхор. Это довольно глубокий и широкий канал с быстрой и холодной водой. Основное рыбное население - конечно, маринки. Из-за быстрого течения ловля на этом канале утомительна, зато и рыбы там попадаются более увесистые, чем в небольших теплых арыках. В местах с относительно тихой водой, например, под плотинами или у больших деревянных завалов, водятся увесистые сазаны, были случаи поимки крупных, более полукилограмма, красноперок и даже совсем необычной добычи - двухкилограммовой радужной форели.
Ловить на канале можно довольно успешно, если знать некоторые особенности поведения анхорских маринок. Например, не стоит забрасывать насадку на середину быстрого течения - намного результативнее бывают проводки рядом с берегом. Особенно хорошо это правило действует на участках с обустроенной набережной: в таких местах рыбы буквально жмутся к обрывистой бетонной стене, где течение замедляется и вероятность найти что-либо съедобное намного возрастает.
Бетонные набережные очень удобны для ловли на ходовую донку, именно у приверженцев этой снасти уловы бывают наиболее весомыми. Снасть очень проста: легкое удилище с небольшой катушкой, груз 5-8 граммов, способный доставить приманку поближе ко дну, но легко от него отрывающийся при подергивании снасти, и поплавок, служащий сигнализатором поклевки. Некоторые рыболовы вместо поплавка зажимают на леске совсем крохотную горошину из пластмассы, пенопласта или просто подвязывают небольшой тряпичный бантик. Сигнализатор размещают от грузила на расстоянии, немного превышающем глубину в месте ловли. Поводок применяется достаточно длинный - от 30 до 60 см, так как грузила маринка все-таки побаивается.
Технология ловли тоже несложная. Рыболов движется вслед за увлекаемой течением приманкой, слегка ее подтормаживая и стараясь держать леску в натянутом состоянии, чтобы сигнализатор поклевки был поближе к поверхности воды. Поклевки отмечаются энергичным подергиванием сигнализатора, а зачастую сильно отдают и в руку - маринка на течении берет приманку очень решительно. Если в каком-то месте после поклевки подсечка оказалась пустой, имеет смысл вернуться и вновь провести приманку по старому маршруту - иногда повторные поклевки бывают результативными.
Первые же походы на Анхор оказались удачными: попалось несколько вполне зачетных рыб, не жаловались на бесклевье и другие рыболовы, встретившиеся мне на канале.
Трофейные рыбы не попадались, но главная рыбалка еще впереди - ведь уже начал созревать тутовник, а именно эта насадка дает надежду поймать самую большую маринку в сезоне.
И.Бедрицкий