Моя первая мультипликаторная катушка
В этой статье я хочу рассказать вам о том, как выбирал свой первый мультипликатор. Мой опыт во многом необычен — он несколько противоречит сложившимся в этой области стереотипам. Но вполне успешен! Хорошо сэкономив, я довольно быстро освоил бейткастинговую снасть и сегодня являюсь ярым приверженцем катушек инерционного типа. Конечно, это не повод слепо следовать моему примеру — как говорится, то, что русскому хорошо, немцу смерть. Однако познакомиться с ним не будет вредно никому.
Выбирая свой первый мультипликатор, чувствуешь себя настоящим сапером: ничего не понятно, но ошибиться можно только один раз. Опереться буквально не на кого. Продавцам я доверял... но проверял! Ибо оценить компетентность человека по довольно непродолжительному общению, которое можно позволить себе в магазине, исключительно сложно, да и не все продавцы знают об особенностях такого рода снастей.
Друзей, пользующихся инерционными катушками, у меня к моменту моей первой покупки ещё не было. А знания, полученные в Интернете, казались довольно обрывочными. Единственное, что я знал абсолютно достоверно, — это объём доступных мне инвестиций и худо-бедно ассортимент магазинов нашего города.
Нужна была катушка под джиг. Основными или же «обязательными» критериями подбора являлись: передаточное отношение, тип шпульного подтормаживателя, допустимая нагрузка на фрикцион и цена. Покупать дорогой мультипликатор я был не готов — снасть неизвестная, гарантий, что она мне понравится, никаких. Поэтому бюджет приобретения составил, ни много ни мало, три тысячи рублей докризисных денег. Может быть, зря — злые языки поговаривают, будто всё, что дешевле 300 долларов, не стоит даже рассматривать.
Второй аспект — все мультипликаторы обладают приличной тягой (нагрузкой на фрикцион). Этот показатель может составлять от 2-х до 10-и килограмм даже на катушках лёгкого класса. Так как выбирал я из очень бюджетных моделей, да ещё и по наличию в магазинах, взять особо тяговитую не представлялось возможным. Купленная в итоге инерционка обладала сравнительно невыдающимися характеристиками — всего 4 килограмма (данный показатель может быть указан как максимально допустимая для использования леска в lb (либрах).
Куда сложнее было определиться с подтормаживателем. Мне нужен был максимально простой, требующий минимума изысков в обращении. Казалось, что такая снасть легче в обращении, а значит, будет проще научиться ей пользоваться, да и я быстрее привыкну. Основных типов два: магнитный и центробежный. Чаще всего стоит либо один, либо другой, однако существуют и механизмы с комбинированной схемой. Центробежный подтормаживатель обычно располагается прямо на шпуле, внутри корпуса, и требует фиксации тормозных грузиков. Для настройки этой системы нужна небольшая сноровка — всегда есть риск уронить крышку катушки или выронить шпулю (ладно если в песок). Модели, на которых центробежная система обзавелась регулятором, стали появляться только недавно, но и в них он не всегда располагается снаружи. Одним словом, магнитный понравился больше. Здесь управление обеспечивается многопозиционным переключателем со специальной шкалой, которая упрощает настройку. Находится он всегда под рукой, а равно нет необходимости вскрывать катушку в полевых условиях.
Передаточное отношение я искал по возможности более универсальное. В дальнейшем планировалось попробовать агрегат на самых разных типах приманок. Выбор здесь довольно широк — у каждого производителя свой набор редукторов, отвечающих самым замысловатым потребностям. Ассортимент колеблется в диапазоне от 4:1 до 10:1. Если предполагается осуществлять проводку катушкой без помощи удилища, то больше подойдёт низкая передача (по аналогии с автомобилем), для анимации удилищем — высокая.
Есть и популярные решения, например, усредненное значение составляет примерно 6-7 к 1. Именно на нём я и остановился. Из имеющихся в магазинах вариантов наиболее точно моим критериям соответствовал Banax Zest-L с левым расположением рукоятки. В первую очередь он был самым доступным с точки зрения цены — на тот момент она составляла чуть больше двух тысяч рублей. Подтормаживатель — магнитный. Передаточное отношение 6.4:1, что оказалось не очень удобно при ловле твичингом.
Максимальная нагрузка на фрикцион, как уже говорилось, — 4 кг. Данный девайс стал моим проводником в «новый мир». И Его Величество Случай сыграл в этом не последнюю роль. В качестве альтернативы я рассматривал бюджетные варианты от Daiwa и Shimano, но к тому моменту, когда я морально созрел для своего приобретения, эти катушки уже нашли своих владельцев. А возможности преодолеть потолок. обозначенный мной, не предвиделось.
Отдельного внимания заслуживают материал некоторых узлов и деталей: корпуса, рамы, кнобов рукояти, растормаживающей кнопки. «Персональные» и не всегда чисто эстетические порой могут сыграть плохую роль. В откровенно бюджетных моделях рассчитывать на высокое качество этих элементов просто бессмысленно. Хотя малоизвестные бренды иногда позволяют себе такую роскошь. Но давайте по порядку. Кнобы рукоятки могут быть выполнены из нескользящей резины, пробки, пенки или EVA и даже цельного металла. Последнего в «базе» и бюджетниках почти не бывает. Пробка недолговечна и может начать рассыпаться, потребовав замены ручек, а в отдельных ситуациях и рукоятки целиком. EVA — материал, который в последнее время стал вытеснять пробку. Он достаточно новый, практичный и износостойкий. Очень приятен на ощупь. Единственный минус я вижу в том, что при попадании воды или рыбьей слизи возможны проскальзывания. Это может стать причиной потери контроля на проводке или при вываживании. Резина просто удивляет обширностью применения и, на мой взгляд, кажется наилучшим выбором в этой ситуации. Дождь, слизь на пальцах — ей всё равно: что бы не случилось, вы будете уверенно контролировать свой девайс. По мягкости она больше похожа на EVA, при этом не подвержена лёгким царапинам и вмятинам, в отличие от вышеупомянутой «пенки».
Кнопка лучше металлическая. Пластик возможен, но он менее надёжен. Иногда сюда добавляют резину, что положительно влияет на эксплуатационные характеристики катушки. С корпусом и рамой всё ещё проще: дешевая катушка — это почти всегда пластик, иногда очень неплохого качества. Очень важно внимательно присмотреться к стыкам между деталями и общему виду. Всё должно быть тщательно подогнано, и никакого облоя. В дальнейшем при обслуживании или эксплуатации — это может стать причиной проблем или выхода из строя. В щели будут попадать не только влага, но и частички песка-абразива, который окажет губительное влияние на детали устройства вне зависимости от того, сделаны они из пластика или из металла. Топовые же катушки сегодняшнего дня выполнены из композитных материалов, лёгких и прочных.
Очень важно не забывать, что мульт требователен к обслуживанию! Поэтому необходимо купить смазочный материал. Материал должен быть хорошего качества и обязательно специализирован для смазки катушек и их деталей. Понадобятся жидкая и гелеобразная смазка. Жидкая — для подшипников, кнобов. Гелеобразная — для бесконечного винта и ведущих шестерней. Бесконечному винту потребуется более частая подмазка, нежели остальным деталям и механизмам. Экономить на смазочных материалах не стоит. Они увеличат срок эксплуатации самой катушки и «пробег» между ТО. Вне зависимости от частоты использования ТО необходимо делать хотя бы раз в сезон. Место сборки-разборки должно быть чистым.
В заключение хотелось бы сказать, что выбрал я эту модель во многом необдуманно. Но разочарования не последовало, ибо упорство и труд сделали своё дело. Пусть не сразу, но всё получалось, и неплохо. Катушкой, имеющей всего один подшипник на шпуле, мне удавалось забрасывать 6 грамм свинца с силиконом. Возможно, недалеко, но «рабочую» дистанцию она покрывала с лихвой. Катушкой пользовался один сезон, и она его отработала на пять баллов. Посетила не один водоём, сломила не одного хищника. Всё, что случалось, представляло собой рабочие моменты и освоение. Уже позже мне отправляли комментарии на мои вопросы в форумах: «Раз подружился с ней, то дальше будет легче!» И пусть прошлый сезон мульт лежал без дела, так как на его место пришли другие, и дальнейшая его эксплуатация под вопросом. О своём решении не жалею нисколько!
М.Поздеев