Пора ловить налима
Почти каждую осень, в преддверии зимы мы с друзьями отправляемся за налимом. Это рыба своеобразная: летом не берет совершенно, даже поздней осенью, когда у налима начинается преднерестовый жор, гарантировать хороший улов никто не сможет. В общем, можно сказать, совершенно непонятная рыба. Наверное, поэтому вокруг налима сложилось столько небылиц - что он берет только в самую мерзкую погоду, что передвигается по своим тайным тропам и только на них его и можно поймать, что идет на свет и т.д. и т.п. Насколько все это правда?
За последние годы мы с друзьями объездили много водоемов, но чаще всего ловили на трех - Плещеевом озере, Истринском водохранилище и на Оке. Водоемы совершенно разные и по типу, и по глубинам, но, как оказалось, на всех в поведении налима прослеживаются определенные закономерности.
Начало клева налима и погода
Осенний клев налима всегда начинается неожиданно, и всем хочется угадать этот момент и оказаться на водоеме в нужное время. Одни считают, что клев надо ждать с началом октября, другие полагают, что только с наступлением первых морозов, третьи ждут, когда пойдет первый мокрый снег. И надо сказать, что все эти прогнозы регулярно оправдываются. Беда в том, что с вероятностью в... 50%.
И все-таки достаточно точная примета начала хода налима существует. Уже не первый год мы с друзьями замечаем, что, если не брать в расчет одиночные поимки, первый «массовый» выход налима случается только тогда, когда на водоеме начинает появляться совсем тонкий ледок, которым ночью прихватывает воду вдоль берегов. Утром его, как правило, уже не видно. На любом более-менее крупном водоеме, будь то река, озеро или водохранилище, всегда есть хотя бы какое-то движение воды, и под его воздействием этот тонкий лед начинает чуть слышно похрустывать, шелестеть. Этот звук хорошо слышен в ночной тишине. Для нас он - верная примета того, что налим активизировался и пора ставить на него снасти. Пару раз столкнувшись с этой зависимостью, мы приняли ее за случайное совпадение, но со временем пришли к выводу, что это не случайность, а закономерность.
Судя по всему, период летней пассивности у налима заканчивается только тогда, когда температура воды опустится до определенного уровня. Падение температуры служит для налима сигналом о том, что пора готовиться к нересту и начинать активно кормиться. Точную температуру начала клева определить сложно: на разных водоемах и в разных местах одного и того же водоема показания термометра будут различаться, а вот шелест закраин достаточно точно сигнализирует об этом моменте.
Насколько я заметил, налим клюет как бы волнами, которые могут продолжаться от нескольких дней до двух недель. После нарастания клева, следует его ослабление, потом - снова всплеск. Определить, когда начнется очередной всплеск, практически невозможно. Единственное, что можно сказать, что в первую волну крупные экземпляры попадаются редко, в основном - до 1 кг.
Что касается погоды, то за время наших поездок мы убедились, что особых предпочтений в этом отношении у налима нет. Он может выйти и в мокрый снег, может и при чистом небе и полном безветрии. Единственное, что стоит отметить, так это то, что у нас ни разу не получилось удачной рыбалки, когда чистое небо сочеталось с полной луной. Возможно, просто не везло.
А вот в том, что налим не любит яркого света, мы убеждались неоднократно. Поэтому, разводя на берегу костер, стараемся расположить его так, чтобы пламя не светило на воду. Более того, перенаживляя в темноте снасти, постоянно следим за тем, чтобы свет фонарика не падал на воду.
Миф о том, что налима свет вовсе не пугает, а, наоборот, привлекает, во многом обязан своим возникновением Л.П. САБАНЕЕВУ, который описал необыкновенный клев налимов в Москве-реке во время одного из сильных московских пожаров. Ссылался Сабанеев и на то, что «на р. Великой, близ Пскова, костер при ловле налимов считается необходимым условием успеха». Трудно примирить точку зрения Сабанеева с нашим собственным опытом, но можно предполагать, что поведение «городских» налимов, привыкших к шуму и ночным огням у реки, отличается от поведения их собратьев, обитающих в менее цивилизованных местах.
А вот что касается времени клева, то тут все проще: практически всегда налим берет в интервале от 4 часов дня до полуночи или часа ночи. Чаще всего клев начинается через полтора-два часа после захода солнца.
Выбор места ловли налима
Пожалуй, главным признаком подходящего места для ловли налима является наличие в этом месте плотного дна. На Оке с этим проблем нет - почти везде или песок, или глина. А вот на Плещеевом озере значительная часть дна вдоль берегов сильно заилена. Налима приходится ловить только на небольших пятачках песчаного дна. Такие участки разбросаны по всему озеру - и у самого берега, и на достаточно большом удалении от него. Их площадь, как правило, составляет несколько десятков квадратных метров. В любом случае приманки должны лежать на таких песчаных пятаках, иначе на поклевку можно и не рассчитывать. Местные рыболовы при забросе определяют попадание по звуку: есть четкий удар грузила о дно - попал, «отстука» нет - значит, снасть легла в ил и можно сразу перезабрасывать.
Начало клева налима отличается тем, что поклевки происходят на небольшом расстоянии от берега, часто просто на мелководье с глубиной 0,5-1 метр. Возможно, дело в том, что вода здесь холоднее, чем на глубине, а холод для налима играет роль своеобразного активатора клева. Эта особенность наиболее ярко проявлялась на Истре, где мы ловили в районе Глиняной горы. Здесь поклевок на глубине более 1,5 метров обычно просто не бывало.
Со временем, а точнее, с охлаждением воды налимы перестают подходить к берегу и лучше всего берут на неглубоких бровках. Очень любит налим галечные или каменистые гряды, но бывает, что его привлекают и бетонные обломки. На той же Истре есть место, где начали когда-то строить пристань, но потом забросили, а куски бетона и даже целые плиты так и остались в воде. Сюда и выходит налим в первую очередь. Об этом хорошо известно местным рыболовам, и они буквально занимают очередь, чтобы половить в этой точке.
В большинстве случаев лучшие места ловли - бровки или просто участок с подъемом дна с 2-3 метров на 1-1,5, даже если он покрыт травой. Но надо учитывать, что на каждом водоеме есть свои особенности, и заранее сказать, на какой глубине будет клев, просто невозможно.
Рыболовы часто говорят о неких налимьих «тропах», найти которые - и есть залог успешной ловли. Не могу утверждать, есть в действительности такие «тропы» или их нет, но думаю, что в самом начале осеннего клева налим просто поднимается из глубины на более мелкие участки, а вот позже, уже ближе к нересту, начинаются массовые перемещения этой рыбы по направлению к нерестилищам, и тогда налимы, скорее всего, действительно идут по какому-то определенному маршруту. Но, судя по всему, они периодически его покидают ради поисков корма. Есть ли у налимов какие-то особые пути - «тропы», - по которым они движутся во время кормежки, сказать трудно. Если и есть, то они постоянно меняются. Поэтому опытные рыболовы, забрасывая несколько донок, стараются положить приманки уступом, на разных глубинах, а после первых поклевок перезабрасывают несработавшие снасти на «клевую» глубину. Это приходится делать на каждой рыбалке, потому что даже на одном и том же месте, но с разницей в несколько дней эта самая «рабочая глубина» у налима может быть разной.
Снасти для ловли налима
В отношении снастей существуют два подхода: можно сказать, активный и пассивный. Налим в отличие от большинства других рыб после поклевки сразу глубоко заглатывает насадку, поэтому очень редко сходит. По этой причине некоторые рыболовы предпочитают самые примитивные закидушки, часто обходясь вообще без удилища и катушки, - мотовильце с леской, грузилом и двумя поводками. На Оке до сих пор можно встретить рыболовов, использующих, подобно известному персонажу из рассказа Чехова, вместо груза большую гайку. Такие рыболовы стараются брать количеством снастей, не заморачиваясь вопросами их оптимального устройства и даже поиском рыбы. Их расчет прост: если поставить побольше снастей, то хоть на несколько, да клюнет. В большинстве случаев донки ставятся с вечера, а проверяются уже утром. Конечно, такой подход очень далек от спортивного.
Другой подход - активный поиск рыбы. Здесь уже качество снасти играет далеко не последнюю роль. Оптимальный во всех отношениях вариант - это фидеры, оснащенные колокольчиками и светлячками. Во-первых, чувствительная снасть позволяет видеть все нюансы поклевки, а не просто дожидаться, когда налим заглотит насадку. Но главное - ловля с фидером значительно более эффективна. Как правило, если в течение получаса поклевок нет, снасти перезабрасывают немного в сторону, ближе или дальше от берега. На первый взгляд, разница в 5-6 метров ничего не дает, тем более что налим, видимо, легко находит насадку по запаху. Но в действительности нередко бывает, что налим берет очень локально и буквально в нескольких метрах в стороне поклевок уже нет. Те, кто часто ловит налима на донки, хорошо знают, что в большинстве случаев поклевки происходят на одну-две, иногда три снасти, а остальные стоят нетронутыми до утра.
Вариант оснащения донки для ловли налима
В отношении монтажа снасти особых изощрений не требуется. Мы применяем скользящую оснастку с грузилом на противозакручивателе и один поводок, прикрепленный через вертлюжок или карабинчик. Иногда приходится ставить два поводка с разными насадками, чтобы быстрее определить, что сегодня предпочитает налим.
Насадки для ловли налима
Вариантов тут очень много, от живца до вареного кальмара и куриных потрошков. Когда-то мы очень увлекались разнообразными и необычными насадками, но быстро убедились, что лучше живца, червя и лягушки для налима ничего нет. На разных водоемах налим имеет свои предпочтения. Так, на Плещеевом озере это живец, на Оке - червь, на Истре может взять и на то, и на другое, а вот лягушонок работает практически везде.
В качестве живца лучше всего использовать мелкого пескаря или ерша, а окуня налим не любит. Совсем необязательно ловить на целую рыбку - вполне можно использовать нарезку или рыбьи потроха.
В отношении живца среди рыболовов постоянно идут споры, должен ли он быть живым. Думаю, что в случае с налимом это не имеет значения. В отличие от других хищников, налим, мне кажется, больше ориентируется не на движение добычи, а на ее запах. Поэтому я иногда перед забросом специально придавливаю насаженного живца, чтобы появилась кровь. При использовании в качестве насадки ерша это очень помогает, с другой рыбой - меньше.
Живца лучше ставить некрупного, не более 10 см, а лучше - 7-8. Кстати, размер клюнувшего налима совершенно не зависит от размера живца.
Лягушата очень хорошая насадка, но их трудно сохранять долгое время. Один из моих знакомых рыболовов запасает лягушат еще с осени и держит в аквариуме. Перед самой рыбалкой он отлавливает нужное количество лягушек и, пересыпав кусочками льда из морозилки, везет их на рыбалку в плотном пакете. Насаживает за заднюю лапку. После ледяной ванны лягушка пребывает в полусонном состоянии, что, видимо, дополнительно привлекает налима.
Как правило, налим при вываживании сопротивляется очень слабо. Рыбы до килограмма просто висят на леске, некоторое сопротивления оказывают только экземпляры от 2 кг. В любом случае из-за того, что налим глубоко заглатывает приманку, сходы бывают очень редко.
Собираясь за налимом, надо учитывать, что ночью на реке будет холодно. Что конкретно надевать, решать каждому, но из своего опыта скажу, что оптимальный вариант - зимний комплект одежды, в котором вы ездите на лед при температуре до -10 градусов. Лишним он не будет никогда. И в целом ночная ловля требует хорошей подготовки. Это касается и снастей, и всего снаряжения. К примеру, даже перевязать поводок ночью, на берегу, на холодном ветру оказывается непростой задачей. Поэтому все мелочи лучше продумать заранее.
Осенний ход налима и вообще повышение его активности связаны с началом нерестовой миграции. Начинается она при понижении температуры воды примерно до 5 градусов. В средних широтах это приходится на сентябрь-октябрь. Но сроки миграции - и ее начало, и окончание - могут быть сильно растянуты. Они зависят от длины предстоящего налиму пути и сроков самого нереста. В Байкале первые производители мигрируют в реки в сентябре, а последние - только в марте. В крупных реках миграционный путь налима может составлять сотни километров. В Селенге, например, 400 км. В Оби, где налим нагуливается в низовьях и эстуарии реки, а на нерест поднимается вверх, продолжительность его хода составляет 8 месяцев, с июня по февраль.
В крупных озерах и водохранилищах обычно сосуществуют две формы налима. Так, в Плещеевом озере есть «озерно-речной налим», который нагуливается в озере, а на нерест отправляется в реку Вексу, вытекающую из озера. Сходная ситуация и в Онежском озере, где часть налима идет на нерест в притоки (реки Водла, Андома, Вытегра, Шуя и др.), а часть нерестует в прибрежных зонах заливов.
В Рыбинском водохранилище в первое время после заполнения налимы на нерест подходили к затопленным устьям притоков. Но по мере «старения» водохранилища и изменения структуры дна налимы покинули прибрежные речные плесы, резко сократили протяженность миграций и фактически перешли к оседлой жизни: нагулу и нересту в удаленных от берегов частях Главного плеса. В настоящее время скопления взрослого налима держатся в зонах углублений дна Главного плеса, и нерест его происходит неподалеку, на песчаных пляжах бывшей прирусловой терассы.
Во время осенне-зимней миграции налим перемещается в основном ночью, хотя бывают подвижки и днем, особенно в ненастье или перед ледоставом. Движется он медленно, проходя 1-2 км за сутки, и придерживаясь границы русла. Периодически на 1-2 часа налим может уходить с глубины на мелководья, где так же медленно совершает беспорядочные движения.
Н.Удовенко