Запретная пора
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Запретная пора

Запретная пора

Кому запрет, а кому и мать родная.

Наступила самая тяжелая пора для спиннингистов - запрет на ловлю любимыми снастями. Насколько правомерен столь длительный запрет - в некоторых регионах аж на 2 месяца? Разве не разумнее было бы, убедившись, что щука уже отметала икру, открыть для ловли хотя бы некоторые реки, каналы, польдеры, пруды и озера?

Ведь власти должны хорошо понимать, что, запрещая дальнобойные и глубинные снасти, они поневоле позволяют браконьерам-сеточникам беспрепятственно выгребать рыбу из водоема. Мало того, что многочисленная армия спиннингистов - это серьезный пригляд за водоемами, но ведь это еще и «выгребающе-прочищающие» свойства глубинных приманок на прочном плетеном шнуре. Кто вытаскивает из водоема и уничтожает сети, часто делая это вполне целенаправленно, а иногда и просто спасая дорогой воблер? Правильно, спиннингисты.

Но для снятия запрета нужны изменения в Правилах рыболовства, а также умные руководители, имеющие в своем штате хороших ихтиологов.

Можно посмотреть на проблему двухмесячника и с другой стороны. Представим себе на минуту, что огромное стадо любителей халявы - воров-сеточников - разом исчезло с наших водоемов. Ну, например, поехали они куда-нибудь в тайгу лес валить. Тогда период запрета можно было бы рассматривать как Великое Водное Перемирие, как такое время, когда обитатели водоемов живут своей жизнью, без всякого вмешательства извне.

В принципе, я за. За то, чтобы водоемам такой отдых от людей - и рыбаков, и простых туристов, и отдыхающих - регулярно давали. Но именно от всех. А не так, как это происходит сейчас, когда на той же Рыбинке, например, запрет не запрет, а куча блатных гоняет на дорогих катерах и ловит рыбу. И сделать с этим никто ничего не может. Ни пресса, ни местный рыбнадзор, ни ученые в Борке. Звонок от какого-нибудь нужного большого дяди дает пропуск везде. Для этой категории господ законы неписаны. Вот и получается, что не бывать у нас никакому перемирию - вечный бой рыбе, пусть покой ей только снится.

Судак и муки совести.

Так уж вышло в процессе эволюции, что во время нереста судак становится на гнездо, куда самка выметывает икринки, и ему достается самая сложная и долгая работа - им же оплодотворенную икру еще и охранять. А охранять ее есть от кого: многочисленные рыбы-икроеды только и ждут, когда папа-судак куда-нибудь денется, чтобы наброситься многочисленной толпой на калорийную икру и разом ее сожрать. Судак, охраняющий гнездо, очень агрессивен, он бросается на все, что проплывает поблизости.

Теперь представьте себе, какой урон судачьему племени наносят джиговики, вылавливающие в период запрета судаков на гнездах. Если даже предположить, что из всей икры с одного гнезда выживет хотя бы 100 рыб, то нетрудно понять, что, поймав только одного судака, «джигит» на самом деле убьет сотню судаков. Но ведь опытный спиннингист иногда ловит судаков по несколько десятков за рыбалку. Я лично знаю таких «тружеников». Ни одна браконьерская сеть не может нанести такого урона судачьему племени!

А происходит это одинаково из года в год. Прекрасно экипированные дорогими дальнобойными спиннингами опытные джиговики приезжают на берег реки и встают против того места, где имеются судачьи гнезда. Приезжают очень рано, стараясь поймать как можно больше рыб и успеть припрятать их до приезда рыбнадзора. Рыбнадзор приезжает почти всегда: штрафует джиговиков-браконьеров, забирает несколько рыбин, которые покрупнее, и уезжает. Довольны все: рыбнадзор едет дальше с деликатесной рыбой в багажнике и с выполненным дневным планом по штрафам, а спиннингисты остаются ловить рыбу дальше.

Заметьте, что все эти спиннингисты - люди далеко не бедные. Не относятся к голодающим.

Они делятся на две категории. Одни, пользуясь моментом, попросту набивают филе судака морозильные камеры. Об этих и говорить не стоит - все понятно. Другие - это «совестливые». Они ловят столько же, однако всю пойманную рыбу отпускают.

Но ведь пойманный, снятый с гнезда судак уже не вернется и не встанет на охрану своего потомства! Эти ребята прекрасно все понимают: они же образованные рыбаки, с огромным стажем, они читают рыболовные журналы и газеты. И все же ничего поделать со своей страстью не могут. Говорю одному такому совестливому: «Что же ты делаешь? Ведь выбивая самцов с гнезд, ты губишь тысячи будущих рыб!» Он грустно опускает глаза: «Да знаю я, но сделать с собой ничего не могу...»

Бедные, бедные! Как же мне их жалко! Преодолевая сильнейшие муки совести, переступая внутри себя через спиннингиста и хорошего человека, встает такой спиннингист еще затемно, берет в руки любимую снасть и, умываясь слезами, превращается. в самого злостного браконьера, причем гораздо более вредоносного, чем какой-нибудь рядовой сетевик.

В.Герасимов

Ловля карася в "лунках"

Карась любит мелководья, заросшие камышом, кугой и прочей водной растительностью. Казалось бы, залез с удочкой по колено в воду или на лодке забился куда-нибудь в камыши, нашел чистое "окошечко", прикормил...

Вертушка. Специфика блесны

Из всех рыболовных приманок "вертушка" меньше всего похожа внешне на кормовой объект рыб, вообще на что-либо, привычное рыбе. Объяснить интерес рыбы к такой блесне с вращающимися лепестками можно либо "узнаваемостью...

Некоторые вопросы биологии и поведения рыб

Однажды Сократ сказал своим ученикам: «Как много известно о всякой чепухе и ничего о клеве рыбы! Почему бы нам не обсудить проблему? Логика требует начать с объекта». Последуем этому совету и...

Атлантическая палтусовидная камбала

Атлантическая палтусовидная камбала — Hippoglossoides platessoides (Fabricius, 1780). Hippoglossoides platessoides platessoides (Fabricius, 1780) — западноатлантическая палтусовидная камбала, камбала-ёрш; American plaice, Canadian plaice, long rough dab, sand dab, plaice, sea dab...

Незумия Бэрда

Незумия Бэрда — Nezumia bairdii (Goode et Bean, 1877). Marlin-spike, common grenadier, common rat-tail (англ.); grenadier de Baird, grenadier du Grand Banc (фр.).

Зимой — летней снастью

Я живу на берегу Енисея, в знаменитом Шушенском. Места наши на редкость красивые, а рыбалка — просто замечательная. Каких только рыб не встретишь в наших водоемах! Таймень и ленок, хариус...