Спиннинговые катушки. Большие задачи малого механизма
Этот заголовок как нельзя лучше характеризует условия работы и требования рыболовов, предъявляемые к спиннинговым катушкам. Дальний и точный заброс, плавная проводка приманки, противоборство с сильным хищником — на всех этих стадиях катушка играет ключевую роль (разумеется, со всей спиннинговой снастью в комплексе).
Механизм спиннинговой катушки крайне компактен и несоизмерим с нагрузками, которые на него ложатся. При интенсивной ловле (один-два дня в неделю) ресурс даже самой хорошей спиннинговой катушки не превышает трех сезонов. А разговоры, мол, «моя катушка служит мне верой и правдой не один десяток лет» ведут те, кто оказывается со спиннингом на водоеме от силы несколько раз за год.
В этой статье мы постараемся разобраться в особенностях работы механизма катушки и его вспомогательных элементов, качество которых влияет на успех рыбалки в целом. Сегодня мы представляем на ваш суд очень интересную серию катушек, разработанных и произведенных компанией KEN international. Примечательно, что возглавляет эту компанию человек, на протяжении многих лет являвшийся ведущим менеджером и разработчиком механизмов катушек для фирмы DAIWA. В сериях катушек EXCIA и ZESTER были применены все самые последние разработки. При этом стояла задача не только сделать высококлассный механизм, но и обеспечить пусть не низкие, но доступные в соотношении с качеством продукции цены.
Перед вами встала задача приобрести добротную, надежную катушку. Выбор катушки следует начинать с осмысления основных параметров спиннинговой катушки, влияющих на успех рыбалки.
1. Чувствительность и плавность хода — важнейшая характеристика, обеспечивающая класс проводки приманки. Катушка — это инструмент, позволяющий рыболову с помощью проводки приманки не только соблазнить осторожного хищника, но и исследовать водоем. Как бы ни был велик музыкант, плохой музыкальный инструмент сведет на нет его выступление. Способность спиннингиста контролировать приманку на всех стадиях проводки — основа успеха, и без грамотно подобранной спиннинговой снасти, в основе которой лежит механизм катушки, просто не обойтись.
2. Мощность (тяговитость) — характеристика, обеспечивающая рыболову возможность решать возникающие во время рыбалки различные задачи. Многие рыболовы считают, что основным достоинством высокой тяги механизма является возможность справиться с крупным хищником. Это, безусловно, важно. Но самым важным достоинством тяговитого механизма является возможность плавной, если хотите, комфортной проводки. Во многих статьях я уже приводил пример с вращающейся блесной. Вы ставите среднего размера вертушку и ощущаете неприятную тяжесть при вращении ручки. Диагноз однозначный: катушка «не тянет». Если вы приобрели подобную катушку, то вы совершили большую ошибку, исправить которую можно лишь потратив деньги на новую.
3. Плавность регулировки фрикциона — обеспечивает как предохранение лески от обрыва, так и защиту самого механизма от перегрузки. Регулировка фрикциона у спиннинговых катушек осуществляется регулировочным винтом, расположенным в передней части катушки. Плавность регулировки позволяет с высокой точностью отрегулировать механизм и исключить обрыв лески в любых экстремальных ситуациях.
4. Надежность — параметр, которому уделяют максимум внимания рыболовы, выбирая себе спиннинговую катушку. Надежность катушки — это грамотно сконструированный и сбалансированный механизм в целом и его отдельные узлы. Для того чтобы разобраться, что же нужно знать при выборе спиннинговой катушки и на что обращать внимание, рассмотрим все основные узлы спиннинговой катушки.
Корпус
От корпуса катушки требуется легкость, прочность, жесткость и хорошая механообработка, обеспечивающая идеальное сопряжение деталей механизма. Идеальным материалом для корпуса являются легкие сплавы металлов. Очень важно, чтобы крышка корпуса имела направляющие, обеспечивающие исключение перекоса механизма. Все посадочные места опор, в которых обязательно должны стоять подшипники, должны быть отфрезерованы таким образом, чтобы обеспечивать посадку подшипников с минимальными зазорами.
Подшипники
В последнее время именно количеством подшипников принято определять класс и уровень катушки. Быстро поняв, что это легко обеспечить, наши «китайские друзья» выпустили большое количество на вид вполне симпатичных, с огромным количеством подшипников одноразовых побрякушек. Давайте разбираться, сколько же действительно нужно подшипников. Начать следует с качества шариковых, роликовых и игольчатых подшипников, применяемых в спиннинговых катушках. Рассчитывать, что в «китайском чуде», всех цветов радуги стоят качественные подшипники, по крайней мере наивно. Цена их настолько ничтожна (как, впрочем, и качество), что, если бы от их безмерного количества зависели продажи, китайцы обязательно досыпали бы еще горсть-другую внутрь, указывая, что катушка на 25(1) подшипниках. Впрочем, толку от подшипника, болтающегося в опоре и на оси, не больше, чем от просто брошенного внутрь корпуса. Не имея возможности обеспечить высокое качество обработки, некоторые производители решают эту проблему с помощью множества пластиковых уплотнителей — мягкий и плавный ход обеспечен, правда, до первой рыбалки. Качество подшипников во многом определяет срок службы всего механизма. Какое же количество подшипников в катушке следует считать оптимальным?
Самым нагруженным узлом катушки является вращающийся ротор. Установка, как принято говорить в среде спиннингистов, в «голове» ротора подшипника серьезно продлевает срок службы катушки. Ресурс головной опоры катушки резко возрастает, и возникает необходимость установки двух подшипников в опоры ведущей шестерни или, попросту говоря, в опоры ручки. Это опять же продлевает срок жизни механизма и требует соответствующего увеличения ресурса ролика лесоукладывателя. В нем тоже устанавливается подшипник.
Итак, четыре подшипника — это первый этап создания долговечной катушки. Далее количество подшипников может расти по мере роста количества опор, на которые, по мнению конструкторов, необходимо их установить. Оптимальный вариант — когда в катушке все основные нагруженные опоры стоят на подшипниках. На мой взгляд, оптимальное число подшипников размещено в представленном нами механизме катушки EXCIA.
Зубчатая пара шестерен
Это основной элемент любой катушки, от которого во многом зависят и тяговые характеристики, и плавность хода. Можно долго рассказывать об этом элементе, козыряя формулами из учебников по теории машин, сопромату и металловедению, но мы ограничимся лишь общим подходом. Червяк, или ведомая шестерня, чаще всего изготавливается из износостойкой марки бронзы. Определить материал можно визуально, сняв с катушки шпулю и разглядев торец червяка. Конечно, изготовитель катушки мог и «схимичить», поставив дешевую латунь, но от этого может застраховать покупка катушек известных производителей. Косозубая, или ведущая, шестерня в прошлом изготовлялась из стали, но в подавляющем большинстве современных хороших катушек применены цинковые сплавы, практически не уступающие применяемой для этой цели стали. При выборе материала червячной пары сталь даже уступает цинковым сплавам, так как бронза по цинковому сплаву работает мягче и дольше, что, в общем, и требуется.
Механизм лесоукладки
От того, насколько аккуратно и грамотно укладывает катушка леску, зависят дальность и точность полета приманки. В различных катушках применяют различные механизмы, обеспечивающие возвратно-поступательное движение шпули. Наиболее удачным в настоящее время считается механизм с «бесконечным» червяком. Этот механизм позволяет укладывать леску мелким крестом, что исключает застревание лески между предыдущими витками и существенно увеличивает дальность заброса при меньшем износе лески. Особенно это важно, когда рыболов применяет плетеные лески.
Узел ролика лесоукладывателя
Самый миниатюрный и самый нагруженный элемент спиннинговой катушки. Основная нагрузка во время ловли ложится на ролик. Поэтому в современных катушках его размер стараются максимально увеличить, устанавливая его на опорный подшипник. Кроме того, этот узел разработан в последних моделях с системой антизакручивания лески, что существенно облегчает жизнь рыболову, в особенности при ловле на вращающиеся приманки и на течении, когда леска особенно сильно перекручивается, способствуя образованию «бороды». Очень важным техническим решением, исключающим перехлест лески вокруг ролика, является применение конической дуги лесоукладывателя.
Фото10. Качество сборки, материалов и конструкторское решение узла опоры ротора во многом прдопределяет долговечность и класс всего механизма в целом.
Механизм стопора обратного хода
В последние годы этот механизм завоевал огромную популярность среди спиннингистов. Механизм представляет собой некое подобие большого роликового подшипника. При выключенном положении механизма он в работе не участвует. При переключении флажка в рабочее положение ролики выдвигаются и вступают в контакт с обоймой ротора, вращаясь на месте. При начале движения ротора в обратную сторону ролики встают в распор, надежно фиксируя ротор, не давая ему обратного хода. При применении это механизма есть общая ошибка: многие используют его постоянно при ловле рыбы, однако этот механизм не рассчитан на постоянную работу, и применять его следует только при борьбе с рыбой. Именно при вываживании крупной рыбы червячный механизм испытывает множественные ударные нагрузки, от которых его и защищает механизм стопора обратного хода.
Ручка катушки
Казалось бы, очень простой элемент, которому не следует уделять особого внимания. Но, как показывает практика, это один из самых проблематичных узлов катушки. В большинстве катушек ручка складывается в походное положение. И вот этот механизм во многих катушках крайне ненадежный. Даже у фирмы SHIMANO одно время были большие проблемы именно с этим узлом, когда он просто разбалтывался. Следует уделять внимание при выборе катушки и самой вращающейся рукоятке. Наличие в ней подшипников существенно продлит срок службы этого узла. Кроме того, обязательно обращайте внимание на форму рукоятки. Прежде чем покупать катушку, посмотрите, насколько вас устраивает форма ручки.
Шпуля катушки и механизм фрикциона
Я не случайно объединил эти два узла вместе. Чаще всего часть механизма фрикциона смонтирована внутри шпули. Выбирая катушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона. Регулировочный винт должен вращаться с частыми щелчками, и усилие вращения шпули должно изменяться очень плавно.
Принципиальным для дальнего заброса является не высота шпули, а площадь поверхности намотанной лески. Оптимально, когда площадь большая , а высота шпули средняя. Тогда и механизм меньше изнашивается и блесна далеко летит.
При выборе катушки следует обращать внимание на форму и тип шпули. Одно время в моду вошли катушки с длинными шпулями, как их назвали, LONG CAST. Но практика показала, что подобная конструкция требует большого хода оси катушки, на которой закреплена шпуля, и тем самым механизм становился менее жестким и, как следствие, быстрее разбалтывался. Затем фирма DAIWA применила шпули с обратным конусом ABS. Давайте разберемся, какая же форма шпули предпочтительней? Главная цель, ради которой изменяли форму шпули, — более дальний заброс. Но длинная и мелкая шпуля, помимо ослабления механизма катушки, имела и еще один большой недостаток. При забросе с нее достаточно часто слетали витки лески, создавая так всеми нами, спиннингистами, «горячо любимые» «бороды». Катушки с короткими и глубокими шпулями имели меньшую дальность заброса. Связано это с высоким трением лески о буртик шпули. На самом же деле дальность заброса приманки в основном зависит от площади поверхности лески на шпуле. Чем больше площадь поверхности лески, тем меньше трение лески о бурт шпули при забросе. Конус шпули, как прямой, так и обратный, на дальность заброса практически не влияет. А вот бурт с износостойким и антифрикционным покрытием из нитрида титана на дальность заброса влияет положительно.
Итак, мы разобрались в ключевых моментах, на которые следует обращать внимание при выборе спиннинговой катушки. Я на протяжении двадцати с лишним лет испытываю множество механизмов. На мой взгляд, в настоящее время одними из наиболее интересных являются разработки японского концерна KEN, производителя катушек моделей EXCIA и ZESTER. В этих моделях как нельзя лучше сочетаются элементы передовой конструкторской мысли и так высоко ценимое нами сочетание «цена — качество». Эти катушки прошли испытания среди российских спортсменов и в многочисленных экстремальных путешествиях. У наших экспертов и спортсменов России они получили высочайшую оценку — «неубиваемые»!
Ю.Заславский