Таймыр. Рыбалка на Гусиной
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Рыбалка на Таймыре

Все труднее становится с Диксона выбираться на рыбалку за гольцом. А основная причина — отсутствие полетов по Таймыру. Если десять лет назад к Диксонской авиаэскадрилии было приписано 8 вертолетов Ми-8 и два — три из них каждый день, и зимой, и летом, были на маршруте, то сейчас остался один вертолет, который практически месяцами простаивает. Поэтому, когда в сентябре представилась возможность слетать за гольцом, это было как подарок.

Группа наша состояла из трех человек. Экипировка была обычной: палатка, спальные мешки, ружье, удочки. Рыбалка предстояла с одной ночевкой, вертолет должен был забрать нас на обратном пути. Решили лететь на речку Гусиная, что на полпути от Диксона до мыса Челюскин. Как и большинство рек Таймыра, это мелководная речка шириной 30-40 метров. Лишь местами мелководье прерывается глубокими плесами. Раньше мы на Гусиной не были, поэтому целиком доверились экипажу.

При подлете к Гусиной нас ждал сюрприз: рядом с плесом, где пилоты собирались нас высадить, расположилась геологическая партия. Под скалой в воде была видна сеть. Но выбора не было, и мы решили высаживаться. Пока выгружали вещи и устанавливали палатку, экипаж вертолета проверял наличие рыбы в реке. Не успели мы поставить палатку, как несколько крупных гольцов, по 4-5 кг, уже прыгали на прибрежной гальке. Снасть у пилотов была самой примитивной: метров 20 миллиметровой лески на мотовиле и тяжелая колеблющаяся блесна. Леску укладывали у ног кольцами, а блесну забрасывали рукой. Далее, медленно перебирая руками, леску вытягивали. Попавшегося гольца без всяких церемоний выволакивали на берег.

У меня было две снасти: металлическое удилище с «Невской» и миллиметровой мононитью и легкое стеклопластиковое с безынерционной катушкой и тонкой плетеной леской. Я не выдержал, схватил легкое удилище, поставил вращающуюся блесну №4. На второй проводке почувствовал поклевку и подсек. Легкость снасти не позволяла форсировать события. Лишь после пяти минут борьбы я взял под жабры шестикилограммового гольца. Пилоты смеялись: зачем, мол, тебе эти выкрутасы, взял бы снасть помощнее и вытаскивал бы, как трактором. Я попытался объяснить, что меня привлекает острота ощущений, соревнование с сильной рыбой.

Вертолет улетел, и я решил сходить к геологам в гости. Это были студенты под руководством опытного специалиста. Старший партии сказал, что они уже сворачиваются и утром на вездеходе пойдут в сторону полярной станции Минино. Рыбалкой они не занимались, сетью ловили гольцов на еду.

В поисках рыбы

Чуть ниже того места, где мы поставили палатку, река, протиснувшись между двумя скальными массивами, разливалась в широкий плес, размером примерно 80x1500 м. Около двух часов мы ловили напротив палатки, и клев постепенно сошел на нет. Я понял, что надо идти искать рыбу. Мы вдвоем пошли по берегу плеса вниз по течению, постоянно облавливая все привлекательные, на наш взгляд, места. Но результаты особенно не радовали.

Примерно в восьмистах метрах от палатки мы обнаружили небольшую речушку, впадавшую в Гусиную. Уже первые забросы показали, что рыба там не просто есть, а ее очень много. Практически ни одна проводка не оставалась без внимания. Речушка (позднее я нашел ее на карте — она называлась Новая), вливаясь в плес, намыла небольшую отмель, которая позволяла в болотных сапогах зайти метров на десять от кромки плеса. Слева и справа от отмели сразу начиналась глубина.

Голец, не разбирая, хватал все, что шевелилось. Дальних забросов не требовалось, достаточно было 10-15 метров. Голец шел самый «товарный», весом 2-4 кг, изредка — 5-6 кг.

Студенты

Смеркалось. Мы перенесли рыбу к месту базирования и стали ужинать, горячо обсуждая рыбалку. К нам подошли студенты-геологи и попросили удочки, порыбачить. Они сказали, что наблюдали за нами издали и никогда такой рыбалки не видели.

Я привык вставать рано, и, проснувшись, сразу вылез из палатки. Было уже довольно светло. Погода за ночь не изменилась: низкая слоистая облачность, температура 3-4 градуса, безветрие. Совершив утренний туалет и наскоро позавтракав, я отправился к месту ловли. Трое студентов по очереди ловили одной моей снастью, на второй была оторвана блесна. Поблагодарив меня, они пошли к своему лагерю.

Рыбачили они всю ночь и поймали достаточно, жаловались только на большое количество сходов.

Признаюсь, у меня были опасения, что после студентов рыбы не останется. Но они оказались напрасны.

Буквально через час я был вынужден отложить легкую удочку, переполнившись адреналином, и взять в руки «тракторную снасть». Еще через час подошли мои напарники. Я уже пресытился ловлей гольца, поэтому снова вернулся к легкому спиннингу, привязал блесну №1, отошел немного в сторону от основного русла речки, к боковому ее рукаву, и стал ловить хариусов. Хариус клевал крупный, около килограмма, но и тут голец не давал покоя!

Пора было заканчивать рыбалку. После обеда должен был прилететь вертолет, а рыбу надо было выпотрошить, промыть и сложить в мешки. Температура воздуха позволяла держать рыбу без соли в течение суток.

Обман с леской

Под занавес несколько слов о леске, особенно о плетеной. В этот сезон у меня на катушке стояла плетеная леска известной фирмы, с номинальной разрывной нагрузкой 10,2 кг. Потери блесен сеяли сомнения в реальности паспортной разрывной нагрузки. Проведя дома испытания лески на разрыв, я достиг только 5,5 кг, хотя применял и «фирменные» узлы, и специальный хомутик для соединения без узла. Леска приобреталась по каталогу фирмы, которой я доверяю, поэтому сомнений в ее подлинности нет. Мне кажется, подтверждается мысль, не раз встречавшаяся на страницах рыболовных изданий, что фирмы в рекламных целях завышают показатели.

Ловля на Рене

Рыбинское море - мечта любителей подледного лова. В их представлении - это рыбное Эльдорадо. Слухи о богатой рыбалке в этих краях, особенно по перволедью, постоянно ходят в среде рыбаков и...

Великая «мышиная охота» на язя

Мои друзья большие любители рыбалки. Они готовы ловить рыбу в любое время суток, но предпочтительно в Сибири или на Дальнем Востоке, куда они регулярно выезжают вот уже более двадцати лет...

Случайная рыбалка

На этот пруд мы попали случайно. Да и вообще рыбачить сегодня не собирались: ехали на моем «уазике» с дедом из Курска ко мне в гости в Курчатов. А по дороге...

Cкользящие вэгглеры

В принципе, практически любой поплавок можно смонтировать скользящим, то есть так, чтобы перед забросом он висел в нижней части оснастки, упираясь в грузило, а в воде поднимался до верхнего стопора...

Ловля судака зимой. В поведении судака случайностей почти нет. В ловле - тоже

Хотел бы поделиться несколькими наблюдениями, о которых, на мой взгляд, будет интересно узнать, как новичку, так и к опытному рыболову, легализирующемуся на ловле судака из-подо льда.

Окская работница "Балда"

Первый раз про «балду» я услышал в конце 80-х годов прошлого века. Услышал, но не увидел. Было это в пору перволедья, на одном из пойменных озер Оки. У проходившего рядом рыболова...